Найти тему
Суднева: блог учителя

Общение учителя и родителей: писать или звонить?

Оглавление

Звонить в 90% случаев. Потому что ничто так не портит отношения, как неправильно понятое письмо или сообщение.

Позвонить? Написать письмо? Отправить сообщение в общий чат? Photo by bruce mars on Unsplash
Позвонить? Написать письмо? Отправить сообщение в общий чат? Photo by bruce mars on Unsplash

До рождения ребёнка я любила писать письма. Вечера свободные. Получила письмо от родителя и с упоением сочиняла ответочку. Тратила 2-3 часа, заводилась, накручивала себя и с трудом успокаивалась.

Только вот часто становилось только хуже. Мы расходились, прекращали разговор, так и не найдя общий язык. Сейчас вспоминаю это с чувством стыда и грусти. Зачем тратила время? Что хотела доказать?

Мозги встали на место в два захода. Сперва родился сын.

И я стала понимать те родительские страхи и волнения, о которых бездетные даже не догадываются. Претензии мам и пап обрели разумные причины, а моё восприятие кардинально изменилось.

Любое обращение ко мне — это какая-то боль, какое-то недопонимание, какая-то проблема. Это попытка найти успокоение и решить вопрос, который влияет на жизнь ребёнка.

Поэтому я перестала видеть агрессию в вопросах: «А почему учитель русского языка не прописывает подробно задание сразу после окончания урока?», «А разве учитель имеете право давать задание не по учебнику?», «Почему учитель так грубо разговаривает на уроке? Мой ребёнок боится отвечать!»

Конечно, первый порыв — написать ответ на сто страниц, размазывающий все обвинения в адрес учителя. Но давайте посмотрим повнимательнее.

«А почему учитель русского языка не прописывает подробно задание сразу после окончания урока?» Стоит показать документ, в котором прописано, что учитель может выкладывать домашнее задание до 16:00, как вопрос сразу отпадает.

«А разве учитель имеете право давать задание не по учебнику?» Стоит поговорить насчёт заданий повышенной сложности для мотивированных детей, как слышишь извинения.

«Почему учитель так грубо разговаривает на уроке? Мой ребёнок боится отвечать!» Удивительно! Дети из этого класса буквально виснут на тебе и не дают прохода на перемене. Просишь обсудить проблему с другими родителями в классе и предлагаешь встретиться в кабинете директора, если кто-нибудь присоединиться. Через несколько дней узнаёшь, что ребёнок приврал. Обвинил учителя, хотя просто не выучил урок.

Обидно ли слышать это всё в свой адрес? Конечно! Хочется доказать, что всё не так! Но поищите за этими вопросами не нападение, не агрессию, боль родителя.

  • Мой ребёнок попал в школу, где домашнюю работу не прописывают. Всё пропало! Мы останемся без нормального образования!
  • Мой ребёнок попал в класс к самодуру, который идёт не по программе! Завалит распечатками и сложными заданиями, которые не пригодятся в жизни!
  • Мой ребёнок попал в класс к истеричке! Орёт на детей! Не видать нам нормальной жизни! Пора записываться к психологу…

Когда смотришь на эти вопросы «со стула» родителя, отвечать на них сухо и официально не можешь. Потому что эмоции искренние. Вы же не сможете успокоить трёхлетку в истерике словами: «Ты не должен сейчас переживать и плакать!» Вот и родители от отписок спокойнее не станут. Значит, необходимо искать другой путь.

Потом я прочитала книгу о правилах деловой переписки.

Не буду скрывать: купила её, чтобы писать восхитительные письма коллегам и родителям. Прочитала и взяла на вооружение золотое правило.

Если можешь позвонить — звони!

Потому что интонация, громкость и эмоциональная окраска помогают за 2 минуты выразить то, на что потратила бы 2 часа и 100 строк. Потому что это личное общение в реальном времени, а не обмен холодными сообщениями раз в 4 часа.

Когда родительский опыт объединился со знаниями из книги, случилось чудо. Помните, в начале статьи рассказала про любовь к письмам? Эта любовь прошла. Я перестала прятаться за буквами и словами в письмах и сообщениях. Если это рабочие моменты, не требующие личной вовлечённости, отвечу сообщением или письмом, но если в письме есть эмоции, я обязательно позвоню и пообщаюсь с человеком.

На это уходит от 2 до 25 минут. Зато полностью исключает вариант, когда твои слова будут неправильно истолкованы.

Я до сих пор помню все случаи, когда ко мне приходили с миром, а я распускала иголки. Когда я писала из добрых побуждений, а ко мне шли организованной группой родителей, чтобы разобраться в сказанном и защитить детей.

Поэтому я звоню. Письма забирают слишком много сил, времени и нервов.

Другие статьи автора

В этот четверг на канале «Суднева: книги» выйдет статья про книгу «Новые правила деловой переписки». Переходите по ссылке и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить публикацию.