В Коломенском музее, в Подклете Дворца царя Алексея Михайловича, проспект Андропова, до 15 мая можно увидеть выставку «Московский изразец». Казалось бы, ну что тут может быть интересного) скукотища же: стоят себе керамические плиточки с рисунками, написано что-то, читать надо… и тут такое очарование ― встречает гостей выставки гид-боярин Ян Кондрусевич в праздничных одеждах с шапкой при перьях, на руках перстни, глаз светится, нет, блестит! Озорно так, что вдруг поддаёшься этой загадочности и уже хочешь побольше узнать о том, что за тайна за каждой плиточкой, откуда диковинные рисунки взялись на старых русских печках, и как угораздило Врубеля заняться изготовлением изразцов...
К камину «Микула Селянинович и Вольга» работы Михаила Врубеля из собрания музея-заповедника близко не подойти, то и дело срабатывает сигнализация. Но красота неимоверная! Эталон модернизма со сверкающей глазурью! Так и тянет ручку приложить. Погреться! Хотя, не только камины и печи украшали изразцами. Под крышами иных зданий можно и сегодня увидеть почти произведения искусства.
При изготовлении изразцов те, что побольше, не входили в печи для обжига в горизонтальном виде, так их обжигали вертикально, отчего краска успевала стечь. Подтёки вызывали пересуды, особенно если это были фигуры околорелигиозные, как изображение евангелиста Иоанна, автора Степана Иванова (Полубес).
Было время, когда украшать изразцами камины, печи и фасады было модно. В средние века в Европе центром производства изразцов стала Германия. Оттуда они стали попадать в Москву, где позже появились свои мастерские. Около Валдайского Иверского монастыря в селе Богородицыне по приказу патриарха Никона в 1655 году была открыта первая изразцовая мастерская на Руси. Потом центр производства сместился в Новоиерусалимский монастырь, а дальше ― в Гончарную слободу в Москве.
Чаще всего на наших изразцах появлялись растительные орнаменты, звери и диковинные зверюшки. Самый популярный сюжет ― райская птичка в окружении райских плодов.
Сегодня изразец ― скорее предмет роскоши, т.к. от художника требуется не только изобразить на плитке яркий рисунок, но и не испортить его при обжиге, когда краски легко меняют или вовсе теряют цвет.
Увидеть изразцы можно не только на выставке. Скажем, на Красной площади изразцовый декор легко найти на Покровском соборе, ещё изразцы есть на стенах Никольского собора Николо-Перервинского монастыря, церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, Покровского собора в Измайлове и Крутицкого теремка. Но на выставке изразцы можно рассмотреть! Так что приходите в Коломенское и лучше на экскурсию, которая проходит в среду и четверг, начало в 15.00.
Анжелика ЛУКИНА, фото автора