Киберпанк, биопанк, турбореализм… Модные нынче термины, означающие не менее модные жанры фантастической литературы. В каждом из жанров есть свои признанные мастера, изредка заглядывающие «на литературную территорию» друг к другу. Есть и свои шедевры. В общем, все как у людей.
И тут ничего не подозревающий читатель открывает книгу Александра Тюрина «Боятся ли компьютеры адского пламени?». И оказывается выброшен из реальности в черт знает куда.
Наверное, если бы я знакомился с творчеством Тюрина поступательно, начиная с первых произведений и двигаясь по временной шкале, эффект от романа был менее умовыносительным. Но как-то так сложилось, что до сих пор его книги проходили мимо моего внимания, и я совершенно не знал, что меня ожидает.
Помните эпизод из «Понедельника» братьев Стругацких, когда Привалов, путешествуя в воображаемых мирах, заглянул через «коммуникационную амбразуру» в Мир Страха перед Будущим, где одновременно травмировал все пять чувств? Именно такое впечатление произвели на меня уже первые двадцать-тридцать страниц романа Тюрина. Читатель сходу с головой погружается в невероятно насыщенный мир, в котором традиционные выкрутасы киберпанка выполняют непритязательную роль подтанцовки на фоне гремучей взрывоопасной каши из биотехнотрэша, компьютеризированного социализма в виде гибрида платоновской тоталитарной утопии и виртуального солипсизма Матрицы, тотального нанобезумия, пронизывающего все и вся от нейронов отдельных персонажей до атмосферы Юпитера и ледяных морей Ганимеда и непрерывного бешеного драйва пополам с сарказмом, переходящим в сатанинский издевательский хохот.
Вы что-нибудь поняли из моей восторженной филиппики? Нет? И не удивительно, потому что представить атмосферу романа «из вторых рук» просто невозможно. Конечно, если попытаться упростить все до абсолютного минимума, замысел автора, наверное, сведется к простой задаче: продемонстрировать, куда наша цивилизация может приехать, если полностью «отпустить вожжи» развития технологий, не уделяя при этом никакого внимания социальным процессам. Тюрин однозначно заявляет - «кони» понесут, да так, что не просто заведут в ад, а этот рад разгромят, разграбят, отжав все, что покажется полезным или хотя бы прикольным, ломанутся дальше, в поисках что бы еще сожрать эдакое, еще не жратое.
Роман был закончен в 1998 году, но опубликован лишь в 2003-ем, через пять лет, а потом ни разу не переиздавался — и не удивительно. По сравнению с ним любые самые насыщенные действием боевики смотрятся как буржуйка рядом с атомным реактором — вот только проблема в том, что в деревне староверов ни топлива для реактора не найдется, ни энергию девать будет некуда. Энергии в романе Тюрина столько, что ее, к примеру, с лихвой хватило бы на пяток романов Гибсона (при всем моем уважении к Мэтру), не говоря уже о спецах по киберпанку рангом пониже. Кто попало с этой энергией просто не справится. Очевидно, не справились и редакторы издательств.
Из всего прочитанного какие-то аналогии я могу провести разве что с «Вакуумными цветами» Суэнвика, но там где Суэнвик декадентски элегантен, Тюрин вихрем, словно на адском аттракционе, проносит вас сквозь калейдоскопическую технопреисподнюю Солнечной Системы, не давая расслабиться буквально ни на секунду. Мне до кибербионаночертиков интересно: если бы «Боятся ли компьютеры адского пламени» был переведен на английский язык и издан на родине киберпанка - как сложилась бы его судьба? Жаль, что это, судя по всему, неинтересно самому автору.
А завершу я обзор предупреждением: если вы ни черта не поняли из моего текста, или если вас коробит от его гротескности и насыщенности отсылками непонятно на что — роман покажется вам таким же ненужным и избыточным, как тот самый ядерный реактор для староверов. Во всех остальных случаях готовьте своих наносимбионтов к подключению к реальности Тюрина, чтобы узнать: боятся ли, все-таки, компьютеры адского пламени или нет?
#фанатастика #киберпанк #писатели #книги #литература