1. Если вы хотите указать коллеге на какую-то педагогическую оплошность его, но не знаете, как именно ему её исправить, то лучше для вас – не делать этого вообще…
2. Когда нас в школе критикует за что-то коллега, то он делает это совсем не потому, что он такой плохой или назло нам. Нередко, это делается им для того, чтобы не упустить возможность поработать над своим собственным исправлением негативно поступающего в себе…
3. Каждый преподаватель школы должен был бы быть властителем своего учительского вдохновения. Более того, он должен им не только владеть, но и повелевать…
4. Преподаватели, как правило, слишком не доверяют ученикам вообще и слишком доверяют им в частностях…
5. Мы для того даём ученикам разные музыкальные пьесы, чтобы не повторять дважды одну и ту же ошибку при разборе их с ними...
6. Уважаемые коллеги! Будьте осторожны, когда ученик добивается каких-то творческих успехов. Ведь даже не любя своего дела, он всё равно заставит вас заплатить за это своим здоровьем, нервами и временем. Много хуже, если он ещё и любит то, чего добивается; тут надо готовиться к педагогической плате втридорога…
7. Педагогическое вдохновение не любит посещать только ленивых преподавателей. И более того, талант преподавателя даёт в профессии лучшие плоды до тех пор, пока его обожает учительское вдохновение…
8. Из экономии времени урока, и особенно в его конце, преподаватель N никогда не брался с учеником за медленные пьесы...
9. Преподаватель окажет хорошую пользу почти любому ученику лишь в том случае, если не станет потворствовать его неразвитым музыкально-художественным вкусам и его неуправляемым склонностям и лени…
10. Спор с коллегой – всегда довольно опасная вещь в школе, так как он часто ведёт к охлаждению отношений и к недоразумениям между заспорившими. Можно победить в споре, но вместе с тем потерять и расположение оппонента к себе, и расположение себя к нему…
11. Очень легко не поверить сказанному коллегой и не так-то просто допустить, что сказанное вами ему, больше чем на обычную галиматью – не тянет…
12. Одна преподавательница говаривала о своих коллегах: «Люблю Петрову Мариванну за то, что она умна и талантлива, а Ванваныча Стоеросова совсем не люблю, и не люблю за то, что он глуп и бездарен…»…
13. Абсурдно всецело доверять суждениям какого-либо коллеги по тем вопросам, которые затрагивают наши собственные интересы в школе…
14. Совершенно бесполезно демонстрировать, и боже упаси, – доказывать что-то высокодуховное своим коллегам, расстилать жемчуг своих идей перед ними, – они всё равно не будут понимать того, о чём с ними толкуют... Поэтому, разумнее всем им воздавать что положено при общении, но по их силе и мере понимания...
15. Кто в школе может сказать всю правду о нас, если не недружественный коллега?..
16. Есть среди нас преподаватели краснеющие от стыда, но есть и такие, которые делают это только от удовольствия…
17. Когда какой-то преподаватель дружит с вашим недругом в школе, то разумнее не знаться с ним вообще, так как это всё равно будет похоже на то, как если бы нечаянно проглотить муху, которая сидела на дохлой мыши...
18. По-человечески недоразвитые коллеги замечают в школе только промахи и неудачи других, при этом совсем не обращают внимания на имеющиеся в них достоинства. С такими коллегами – должно быть крайне дискомфортно общаться в школе? Или нет?..
19. Для познания духовности и нравственности какого ни на есть коллеги в школе, прежде всего старайтесь обращать своё внимание на его идеи и язык...
20. Убеждать преподавателей-коллег в своей правоте – скучно, опасно и неумно. А потому, – для чего вам это нужно делать в школе?.. Разумнее плюнуть…
21. Торжествующий по поводу своего успеха преподаватель, обыкновенно, является в это время самым «слабым врагом». А это означает, что благоприятный момент для нанесения ему какого-нибудь «хорошенького удара» или каверзы для нас, наступил... Радуясь, пусть не расслабляется без стыда и совести…
22. Зачем преподаватели в школе, порой, мешают друг другу жить и работать? Ведь от этого для всех находящихся в ней – одни убытки…
23. Немало таких преподавателей в школе, которые не хотят любить в своих воспитанниках учеников нижесреднего уровня и очень мало таких, кто это делает, и делает по-настоящему, а не формально...
24. Кто из преподавателей любовью и лаской не в состоянии заинтересовать ученика музыкой в классе, тот не сможет его привлечь на свою сторону и педагогической строгостью, и наказанием…
25. Складывается впечатление, что у многих современных преподавателей музыкальных школ нынче в головах единственное стремление и надежда – это выиграть с учеником призовое конкурсное место и попасть на чрезвычайно привлекательную распродажу чего-нибудь... Для чего они это делают, понятно, да?..
26. Большие педагоги всегда, и прежде всего, обращали внимание на доходчивость своего преподавания, как на ведущее начало в музыкальной педагогике…
27. В музыкальной школе конечно есть и такие преподаватели, к которым директоров просто тянет иной раз подойти и поинтересоваться: сложно ли им жить и работать без мозгов...
28. Всякое высказанное слово преподавателя в школе вызывает у коллег, обычно, только противоположные мысли, если они у них, конечно, есть...
29. Просьба к коллегам «молчать» и «не разглашать» – очевидно, слишком слабое средство, чтобы добиться от них действительного молчания в школе. Поэтому, им лучше вообще не говорить того, о чём они должны будут потом мучаясь молчать в школе…
30. Следует избегать тех коллег в школе, кто выставляет напоказ свои профессиональные знания и педагогическое искусство…
31. Если мы чего-то не понимаем в преподавателе, то это вовсе не означает, что непонимаемое нами – это какая-то их глупость или чушь. Хотя…
32. Преподавателю, чтобы иметь право критиковать коллег в школе, надо или верить в какую-то высочайшую профессионально-образовательную истину, или иметь свой исключительно самостоятельный педагогический взгляд в профессии…
33. Зависть коллег в школе всегда является для нормального преподавателя хорошим лакмусом его педагогического успеха в ней…
34. Не судите коллегу пока не поговорите с ним лично потому, что всё что вы можете услышать о нём в школе – может быть только слухами и частными мнениями, и нередко, недобрыми или злонамеренными интерпретациями его поведения, действий или поступков…
35. Частый творческий успех преподавателя, может нередко вызывать, к большому сожалению, немалую зависть у коллег. И это обстоятельство досаждает, так как когда тебя совсем неправильно воспринимают в коллективе, то становится очень грустно и неуютно работать в нём... И вне зависимости от того, как бы мы ни пытались достучаться до коллег со своим представлением о правильном восприятии себя, всё равно в школе найдутся те, кто будет завидовать...
36. Как-то так получается, что преподаватели-мужчины значительно быстрее и больше устают от короткого сна, занятий в школе, дел по дому, чем от этих же вещей преподаватели-женщины…
37. Иногда, после разговора в школе с «приятным» коллегой, хочется немедленно вымыть руки и проветрить класс…
38. Часто в школе, сквозь явный смех на педсовете, льются невидимые многими коллегами слёзы отдельных преподавателей…
39. В школе порой очень неприятно осознавать, что коллега, которого профессионально считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты в музыке, и, таким образом, он становится похожим на тебя… Что-то есть в этом ощущении такое… мерзопакостное… Хотя…
40. Если преподаватель ошибается в классе, то это, по крайней мере, касается только двоих. В тоже время, и совсем нередко, когда коллеги считают что-то ошибочным в педагогических действиях отдельного преподавателя, то для них это может быть уже сознательным выбором и личной ответственностью…
41. То, что мы в школе не слышим и не знаем об её проблемах, ещё не означает их отсутствие в ней...
42. Вечно раздражённый и злой коллега в школе, по всей видимости, никак не может быть счастливым ни в жизни, ни в профессии, ибо, когда он остаётся наедине с собой, то ему, очевидно, приходится оставаться быть наедине только со своим раздражением и злостью. Или он тогда другой?..
43. Некоторые из наших знакомых по педработе сильно смахивают на мух, которые норовят всё время садиться исключительно только на то, что вкусненько, воспалено или чем-то припахивает…
44. Тот преподаватель в школе, кто временами становится хамелеоном, может ли жаловаться, что его не любят в ней?..
45. Кто из преподавателей отказывается в жизни от материальных излишеств, тот избавляет себя и от ненужных забот и переживаний в ней...
46. В музыкальной школе нередко надо иметь немалое мужество, чтобы пользоваться своим педагогическим умом, а не умом директора или завуча…
47. Если преподаватель прибегает слишком часто к помощи коллег в школе, то неужели он не замечает, что помощь эта редко бывает настоящей?..
48. Собственная головная боль значит для преподавателя всегда больше, чем состояние головы коллеги…
49. Конечно, это было бы хорошо в школе, когда преподаватели, придя на работу в класс, думали бы больше не о том, что любят и нравится им в музыке, а о том, что нравится и любят их ученики в ней...
50. Сдерживать себя в школьном общении, когда обидно и больно, и не устраивать в ней «разборок», когда раздражение и гнев переполняют, – вот что такое идеальный преподаватель…