Прожила ещё баба Санька три года. Маша по-прежнему жила на два дома. Летом вообще не уезжала в Ростов, а зимой бывала реже. Нашла женщину, которая в её отсутствие с бабусей жила и за ней ухаживала.
- Так мне и хорошо, - говорила тётя Клава, нанятая нянька, - Всё же какую-то копеечку заработаю. А там, глядишь, и копеечка к копеечке и рубль будет. Мне-то и не нужны денежки, зачем они мне, а внукам хочется помочь. У них расходы большие.
Незадолго до смерти сказала баба Санька своей Марусе, что стыдно ей так жить.
- Зажилась я на этом свете. Уже сколько лет ноги не ходят, а я всё живу, да тебе жить нормально мешаю. А ну вот так поездить, как ты ездишь всё время ко мне, кто же выдержит? А мне-то что, лежу, как королевна на перине, а ты из сил выбиваешься. И ребёнок малый, и своя семья, и я … Всё! Надо уходить. Тебя пристроила. Правнука повидала и даже в коляске его покачала. Что мне ещё надо? Мне и сон приснился, Николай Угодник сказал, что все свои дела я сделала, пора и отдыхать.
Была поздняя осень, когда бабы Саньки не стало. Тётя Клава позвонила Маше и Маша с Максимом тут же выехали. Похоронили бабусю, все соседи на поминки собрались. Внук с женой из Агрофеновки приехали. Все вспоминали добрым словом покойную.
Внук обратил внимание на коробок со смартфоном на подоконнике за занавеской. Удивился. Откуда такой у бабуси.
- А это мы его обнаружили, когда ящик с одеждой, которую баба на смерть приготовила, открыли, - сказала тётя Клава, - Так я и знаю, что это за штука и откуда она у бабы Саньки взялась.
Маша удивилась. Она не очень разбиралась в мобильниках, но чувствовала, что это не простой телефон.
- А ты, Маруся, так и не знаешь ничего? Скрыла баба Санька от тебя., - сказала соседка.
- И правильно сделала! Зачем бередить старые раны? – добавила вторая соседка.
- Может, правильно, а может, и не правильно… Кто ж знает? Но что сделано, то сделано.
«Неужели Николай приезжал? – подумала Маша, - Похоже на то. Иначе, откуда телефон»
Кузен начал просить подарить ненужную её вещь, но Маша взяла коробку и ушла запрятать её в другую комнату.
Когда уезжали, она взяла коробку с собой и дома, оставшись одна, открыла её, подключила зарядку и увидела множество пропущенных звонков. Уже по номеру можно было понять, что все звонки были из другой страны. Тут же Маша обнаружила и две СМС в обоих из которых была просьба написать ему на указанный электронный адрес.
«Не дождёшься! – подумала Маша, - Нет! Нет! И нет! У меня Максим есть и он меня любит! У меня сын есть! А ты мне зачем нужен? Никогда ты не получишь от меня письма! Никогда!»
Но смартфон выбил её из колеи, нарушил её спокойствие. Волновался и Максим. Он ждал объяснения, но Маша не торопилась. Да и что можно объяснить, когда она и сама толком ничего не знала?
Максим, не дождавшись ничего от Маши, всё же спросил:
- Ты любишь его?
- Нет! Нет! И нет! – поспешила ответить Маша. И по этой торопливости, а также взволнованности жены, Максим понял: «любит». Ничего не сказав, он молча пролежал на диване, отвернувшись к стенке. А поздно вечером, не поужинав, он пошёл в спальню и сделал вид, что уснул. Он знал о Николае, знал и причины по которым Маша отказалась быть его женой. Но сейчас другое время и Маша уже не та деревенская простушка, как была тогда. И что, если… Вот это «и что, если…» и не давало покоя Максиму. Он любил Машу и боялся её потерять.
Смартфон и события, связанные с ним, нарушили идиллию в семье. Они не ругались, не выясняли отношения, но атмосфера в доме была натянутой. И Маша и Максим устали от этого. И вот однажды, когда Маша была дома одна, она решила написать Николаю на указанный им электронный адрес. «Пусть читает и ни на что не надеется» - думала она.
«Здравствуй, Николай!
Я не могу тебя благодарить за подаренный телефон, о котором я узнала лишь сейчас. Моя бабуся мудрая женщина и, получив его, запрятала от меня. Она понимала, сколько неприятностей он мне доставит. Она понимала, а ты нет.
У меня есть муж, который любит меня и больше двух лет добивался любви от меня. Он сделал всё, чтобы мы были вместе. Он много-много раз слышал от меня «нет», прежде чем я решилась сказать «да» А ты? Что сделал ты для этого? Ничего!
Ты получил моё письмо и успокоился от того, что я всё решила сама. Да ничего я не решила! Увидев большую разницу в воспитании, образовании, интеллекте, я испугалась тебя и мне казалось, что ты будешь стесняться такой деревенской простушки. Но неужели ты не понимал, что человек может расти? Даже я это понимала. Я росла. Если бы мы встретились сейчас, то у тебя не было бы оснований меня стесняться.
Но… Как говорится, поезд ушёл. Ты опоздал.
Пожалуйста, не отвечай мне. Не вноси разлад в мою семью. И не звони. Я на зарядку ставить телефон не буду. Мне от тебя ничего не надо.
Будь счастлив без меня. Мне ты не нужен.
Ах, да! Твой подарок Тойота Рав! Я благодарна тебе за неё. Она очень мне помогла и продолжает помогать в работе и в жизни. Мой муж знает откуда она у меня и мы решили возместить тебе её стоимость. Часть денег мы уже накопили и можем выслать, остальную часть придётся подождать, мы не олигархи, хотя и не бедствуем.
Прощай! Маруся»
Ответ пришёл на второй день. Маша увидела его сразу, но открывать не хотела. Хотя… слово «не хотела» сюда не подходит. Наверное, она хотела знать, что он сказал в ответе, но боялась ввязываться в переписку. Два дня она выдержала, не открывала, но не переставала думать об этом письме. И на третий день позвонила Ире и попросила встретиться. Ей надо было с кем-то посоветоваться и вовсе не для того, чтобы прислушаться к советам, а просто была такая необходимость кому-то всё рассказать.
- Ох, Маша, зачем же ты писала ему? Столько времени прошло, возможно и у него случилась любовь, возможно и он женился. Зачем тревожить? Ты не должна была это делать, - сказала Ирина и Маша была с ней согласна.
- Не надо было писать, - продолжила Ира, - Если он женился, не следует вмешиваться своим напоминанием. А если он всё ещё любит тебя, то тем более не надо было писать. Зачем «сыпать соль на рану»? Ведь ты ничего изменить не намерена! Или хочешь изменить?
- Какие могут быть изменения? Ира, я ничего не хочу менять! У меня есть Максим! У нас с Максимом есть сын, которого мы оба любим и я не хочу его оставлять без отца, родного отца.
- Ну, подруга, хоть ты и не должна была писать, но написала. А коль написала, то не тяни и прочитай ответ, - посоветовала Ира.
Вернувшись домой, Маша открыла письмо. Ответ оказался очень коротким. Николай писал:
«Маруся! Я поверю тебе только в том случае, если ты скажешь всё это мне лично. Для этого, я оформляю визу и вскоре буду в Москве, не зависимо от того, захочешь ты со мной встретиться или нет. У тебя будет выбор.
Николай»