Найти тему
Бард-Дзен

Беседы о сломе бардовских эпох. Митяев. Киреев. Трио Мультики.

Я не ожидал, что текст о рубеже времен в нашей песне окажется таким читаемым и обсуждаемым, если честно. Конечно, тема благодатная – время перемен, но, чтобы в такой специальной теме как авторская песня за сутки набралось около 1500 дочитываний, да еще в тексте не о знаменитых авторах с известными именами!..

Это значит, что серия текстов о 80-х людям интересна, и будет продолжена. Сегодня второй выпуск цикла с еще не устоявшимся названием. Кстати, буду признателен за добрый совет – а как назвать эти беседы о сломе эпох в нашей песне. Но сначала я попробую уточнить саму тему. Многие приняли первый текст за вариант песенной антологии, и возмутились, почему нет того или иного автора, кто-то начал обсуждать в комментах теоретические вопросы самой авторской песни, кто-то сразу расширил границы описываемых времен едва не до всей истории авторской песни. Поэтому я коротенько уточню, о чем это, зачем это и для кого это. А чтобы еще и заметно было, выделю этот фрагмент текста. Возможно его придется повторять в следующих текстах.

Эта серия текстов адресована в первую очередь людям, которые любят авторскую песню, но выпали из нее как раз в те времена. Понятно, что в 90-е большинству стало не до песен, а когда жуткие тяжести выживания схлынули, песня оказалась совсем другой, и они ее не приняли. Эти люди не увидели логики изменений, и остались на всю жизнь любителями нашей песни, скажем так, визборовской эпохи. Они считают, что эта песня умерла еще тогда, и сейчас просто никто ничего толкового не пишет и не поет.
Моя задача в этих текстах познакомить потерявшихся любителей нашей песни как раз с логикой изменений. Как-то снять стресс от знакомства с песней тоже нашей, но звучащей непривычно. Дать людям возможность увидеть хоть скромную часть песни сегодняшней, в конце концов, рассказать им что, изменившись по форме, наша песня осталась той же по сути и по духу. Ну и хоть немного угомонить тоску потерявшихся людей по потерянной песне. Да познакомить их друг с другом, наконец. Песня наша – это же не просто слова и ноты, это общение с единомышленниками, это споры, это обмен впечатлениями, да много чего помимо самой песни. Не зря же барды во все время объединялись в клубы, да и на фестивалях всегда норовили встать своими лагерями со своими людьми.

Конечно, наша песня никогда не была однородной. Она и возникала как отдельное направление неоднородно. Что общего у романсового философа Окуджавы, остро-социального бойца Галича, драматургичного и изысканного художника Анчарова, дерзкого поэта-хулигана Высоцкого, книжного романтика-мечтателя Матвеевой? Но именно в 80-е массово начались процессы, когда хорошим авторам стало недостаточно стиха и ноты. Да и странно было бы, если бы такие процессы не начались. Ведь Никитин и Берковский уже в 70-е стали искать и находить удивительной красоты музыкальные решения к своим песням, Высоцкий тоже, даже Окуджава стал выступать с музыкантами и пользоваться помощью аранжировщиков. Юный Митяев объединился с Константином Тарасовым и простенькие песни зазвучали совершенно иначе. Богаче и изысканнее. А ведь в песню все время приходили новые талантливые авторы, и среди них музыкантов было не так мало. Изначальный дисбаланс в сторону только стиха начал выравниваться, исчезать. Музыка тоже обрела свое право в авторской песне. А за ней и некоторые необычные формы представления песни зрителю. Откровенный театр, например.

В этих процессах отдельное место занимают челябинцы и примкнувшие к ним. Это и понятно – несколько отличных клубов, второй по значимости в стране фестиваль – Ильменский. Да и у молодого Митяева челябинского периода жизни обнаружились задатки продюсера – сколько он тогда народа представил широкой публике!

Давайте сегодняшнее знакомство с авторами, менявшими песню, совмещавшими классическое звучание с поисками новых форм с Митяева и начнем. Это закономерно. Именно в 80-е он и влетел в нашу песню, оставшись в умах и сердце потерявших нашу песню, едва не последним бардом.

Обложка исполнительского альбома Олега Митяева и Константина Тарасова.
Обложка исполнительского альбома Олега Митяева и Константина Тарасова.

Сегодня отношение к Олегу Митяеву в бардовской среде весьма неоднозначное. В начале нулевых Олег осознанно прекратил отношения с организаторами клубного бардовского продюсинга и ушел окончательно в профессионалы. Что-то выиграл, что-то проиграл. Работая с крупными концертными организациями, а затем и с собственным продюсерским центром он, с одной стороны, получил неограниченные возможности для творчества. Я, например, буквально в восторге от их с Тухмановым проекта на стихи Пушкина – прекрасные артисты, прекрасная музыка, очень тонкая и красивая программа. Конечно, любой творец счастлив поучаствовать в таких проектах, создать там собственную весомую часть, но есть и другая сторона – бардовское сообщество в массе перестало ходить на его концерты, прекратилось общение вне профессии, и песни, конечно изменились тут же.

Однако, в сегодняшний день Олега Григорьевича я лезть не хочу. 80-е и первая половина 90-х Митяева – это бешенная популярность. Даже те, кто уже решил для себя, что авторская песня умерла, продолжали считать Митяева последним рыцарем ушедшей эпохи. И было за что.

Знаете, это же непременное условие творчества – искать лучшее, искать точные способы сказать именно то, чего хочется. Олег Митяев, например, один из первых бардов массово стал снимать клипы, используя при этом еще и студийные качественные аранжировки. Несколько фильмов с его участием и несколько клипов сняла работавшая тогда на ТВ Галина Хомчик.

В те времена казалось, что наконец-то авторская песня хлынет в массы, СМИ нам поможет. Позже оказалось, что это, во-первых, не так, во-вторых это все сильно повлияло именно на изменение самой песни. Очень многие, включая Берковского, Мищуков, Никитина, Ивасей и многих-многих других записали альбомы песен в студиях, с использованием электронных инструментов. Это потом прошло, люди вернулись к акустическим вариантам, но ведь нельзя же было уже вернуться к бедным аранжировкам. Музыка стала намного богаче и красивее. А вот хорошо ли это со всех сторон – вопрос открытый. Многие до сих пор сомневаются, и считают такие эксперименты изменой песне. Нашей песне. Наверное, это не так. И автор вправе искать максимально интересные решения для своих песен. Вот только тот же Митяев в одной из лучших своих песен сам написал, что ему не хочется уже никуда, кроме как

«…в обратный путь,
туда где нас
по-прежнему помнят, жалеют и ждут»

На этом я хотел закончить разговор об Олеге Митяеве, но комменты, друзья, комменты! С одним из активных читателей мы разговорились, и обнаружили, что оба мы очень любим бардовский альбом известной в СССР группы, точнее ВИА «Ариэль». Он называется «Через майдан», и его как раз на сломе эпох продюсировал Олег Митяев. И не только продюсировал. Он помог музыкантам-землякам собрать песни для этого альбома, то есть выступил еще и как редактор. И вот эта история заставила меня немного больше сказать об Олеге Григорьевиче и его разнообразном творчестве.

Ведь это было сделано еще до Песен нашего века, если не ошибаюсь. Да и не единственная это была попытка привлечь к продвижению авторской песни профессиональных музыкантов. Был питерский альбом в котором куча популярных тогда эстрадных певцов записали бардовские песни с оркестрами. Этот диск, кстати, сразу стал библиографической редкостью. Но не потому, что был хорош, а ровно наоборот. Его почти никто не купил, а уж куда дела никому не нужный тираж Апрелевка – дело темное.

Но Ариэль и Митяев сделали очень хороший альбом. Понимаю, что большинству моих читателей будет странно, если не больно это слушать. Кто-то может посчитать это даже за издевательство – это не так. Альбом сделан с любовью. Потрясающее многоголосье, отличный подбор песен и даже неожиданные аранжировки – все это песни не испортило совсем. Просто сделало ее другой. Тоже прекрасной и очень качественной… Но совсем, как бы не нашей. Но, если помните, о чем я говорил в начале – в авторскую песню пришла музыка. Настоящая музыка. И дальше уже многие не захотели от нее отказываться.

Я покажу вам в исполнении Ариэлей ту самую песню Митяева, которую немного выше процитировал – Светлое прошлое.

В те же времена на фестивальных просторах авторской песни возник еще один замечательный автор из соседнего с Челябинском Кургана. Впрочем, Анатолий Киреев, а речь о нем, сразу был очень тесно связан именно с Челябинской песней. И с Митяевым тоже. Именно Митяев по слухам затащил Киреева в наше песню и какое-то время старался опекать. Но песни Киреева разошлись среди КСПэшников и без Митяева. Там была какая-то подкупающая наивность изначально, даже немного детская наивность. Конечно, «Подари мне рассвет у зеленой палатки» - это стало почти гимном гостевой эстрады на Грушинском, эту песню знали все, но показать сейчас я хочу другую песню из 80-х. Немудрящую, но очень по-хорошему заразную песню, которая разошлась тогда просто неимоверным исполнительским тиражом.

Казалось бы, совершенно традиционная интонация, совершенно традиционная образная система, да и мелодика тоже. Но вот что интересно, Киреев пришел в авторскую песню, имея опыт работы в эстрадном коллективе. Его гитара – уже не простенький аккомпанемент, как может показаться. Достаточно сложные ритмические рисунки, достаточно сложные гармонии во многих песнях, очень уверенный и профессиональный звук. Сам того не желая, Анатолий Киреев притащил в авторскую песню стремление играть лучше, интереснее и сложнее.

И, казалось бы, ведь были куда более изощренные в гитарном аккомпанементе авторы. Причем уже знаменитые – Луферов, Бережков, Мирзаян. Но эти писали сразу сложно, и их песня воспринималась не как массовая. Скорее, с налетом некоторой элитарности. А Киреев предложил очень простую форму, но требующую качественного владения инструментом. И, что особенно важно, его песни подхватила молодежь. И пресловутые три аккорда с этого момента стали вызывать снисходительную улыбку у большинства.

Но и простота Киреева обманчива. Именно он чуть позже написал песню, сходу вошедшую в золотой фонд нашей песни. Да так, что она едва не три десятилетия входит в репертуары огромного количества исполнителей. Особенно молодых, хотя это и парадоксально. Песня-то, скорее, взрослым, если не пожилым людям адресована.

На волне обретения музыкой своего законного места в авторской песне тут же возникло огромное количество замечательных ансамблей. О казанском Уленшпигеле я писал в прошлой статье, но это же не единственный исполнительский коллектив тех времен. У нас в Перми собрался ансамбль Берег, тоже покоривший в 80-е Грушинку, в Москве блистала легендарная Мышеловка. Я по сей день частенько переслушиваю этот удивительный коллектив с необычным составом. Эти ездили по фестивалям со скрипками и тубой кроме привычных гитар, и за ним просто табунами ходили поклонники. Мышеловка – не только исполнители, они и писали много своего. Екатеринбург (тога Свердловск, конечно) прославился потрясающим авторским ансамблем Зеркало. Ну а в Челябинске возник, пожалуй, самый необычный ансамбль авторской песни – Мультики. Точнее это было трио. Эти ребята не особо упирали в музыку, хотя аранжировки у них тоже были интересными и, подчас, неожиданными. Мультики были интересны не музыкой и стихами, а тем, что они стали работать как театр. Причем, во многом театр детский.

У меня где-то валяется кассета с копией профессиональной телевизионной записью их концерта в Перми в конце 90-х, который мы им организовали. Но все никак не могу оцифровать эту запись. А ютуб не балует их записями. Поэтому, чтобы представить, что это такое мне придется взять пару песен с альбома «Песни для детей и их родителей» и прикрыть какой-нибудь картинкой. Хоть обложкой самого альбома, если найду.

Конечно, и по аудиозаписи можно себе представить, что эта троица вытворяла на своих концертах, но не в деталях. Мне довелось полюбоваться, как по полному тысячному залу, прямо по коленям родителей носится бешенный хоровод детей, ведомый неугомонной Ларисой Брохман. Довелось посмотреть, как эта троица постоянно импровизирует и подтрунивает друг над другом. Причем не только на сцене, где все же хоть какие-то заготовки у них были, но и дома, где шутки сыпались вообще без всякой подготовки, зато не прекращаясь. Маски, какие-то нелепые костюмы, брызгалки, конфетти, импровизированные инструменты в рука у зрителей, которых они вытаскивали на сцену, а то и сами прыгали в зал, чтобы что-то на ходу сыграть с незнакомыми, но восторженными зрителями!.. Передать впечатления от их выступлений вообще невозможно. Они же еще и не повторялись никогда!

Трио Мультики исполняли массу чужих отличных и в основном детских песен. Но те только. Примерно половина их репертуара, а то и больше – песни одного их участников трио Юрия Харченко. Кстати, для этой статьи я взял именно его песни.

И, обратите внимание, это тоже студийная запись, и тоже с кучей разных электронных прибамбасов. Я слышал их много раз живьем. И на фестивалях, и на том концерте, о котором уже говорил, и в этом случае я двумя руками именно за студийные аранжировки. Конечно, когда смотришь на них, все это не нужно, они и гитарой со скрипкой прекрасно обходятся, и кучей разных шумелок и трещалок. Но вот в аудиоварианте их хулиганство, конечно же, нужно было подчеркнуть. По сути, альбом «Песни для детей и их родителей» - это такой радиоспектакль. Привычная нам с детства форма. Она позволяет окунуться в атмосферу концерта, даже не видя исполнителей. И они очень постарались, чтобы это получилось именно так.

P.S.

Мне остается только напомнить, что это – вторая статья серии текстов о сломе эпох в нашей песне. Первая называлась «Точка невозврата – 80-е. Моим любимым подписчикам, потерявшим нашу песню еще тогда». И я предполагаю, что эта серия продолжится, очень для многих тема эта оказалась интересной и важной. Следите, как говорится.