Найти тему
Гриммо 12

История о сербском сыре, которая была смешной, пока мне не стало стыдно за незнание

Оглавление
Tacuinum Sanitatis, Франция, XV век. Изготовление сыра, фрагмент
Tacuinum Sanitatis, Франция, XV век. Изготовление сыра, фрагмент

Давным-давно меня удивило обращение предыдущего Патриарха Сербского Павла. Он объяснял, что постящиеся не едят сыр.

Это рассмешило, потому что казалось очевидным. История с сербским сыром отложилась в дальних уголках памяти и иногда всплывала в качестве хохмы.

И тут я понимаю, что это у них от соседей-католиков. Спустя пятнадцать лет я вспоминаю сербский сыр не как хохму, а как артефакт.

Что ели рыцари и монахи

Мишель Пастуро описывает постный стол аристократа и серва. Сыр был обычной постной пищей рыцарства.

«Каждый соблюдал пост сообразно своим средствам: самые бедные питались водой, хлебом и овощами; самые богатые пользовались этим временем, чтобы вволю насладиться лососем, угрем, щукой, сыром (единственным допустимым молочным продуктом), а изредка – фруктами» — пишет Пастуро в книге «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола».
Трактат Tacuinum Sanitatis описывает сыр как успокаивающий продукт, очень полезный для усмирения страстей. Манускрипт советует сочетать сыр с миндалём.
Трактат Tacuinum Sanitatis описывает сыр как успокаивающий продукт, очень полезный для усмирения страстей. Манускрипт советует сочетать сыр с миндалём.

Ответ на вопрос почему получилось так, что сыр перестал считаться продуктом животного происхождения, попался у бельгийского социолога религии Лео Мулена.

«Разве сыр – не продукт животного происхождения подобно молоку, яйцам или самому мясу? Об этом велись споры. Однако нужда вскоре заставила прийти к заключению, что молоко, хотя оно и происходит от животных, не является мясом, подобно тому, как оливковое масло – деревом, а вино – виноградной лозой. Даже цистерцианцы, будучи образцом монашеской добродетели, приняли эти хрупкие доводы» – Лео Мулен, «Повседневная жизнь средневековых монахов».

Доводы действительно не самые убедительные. Может сложиться мнение, что люди Средневековье были...ну очень странные.

Но это не так.

Экономика и сыр

В вопросе сыра большую роль играла экономика. Монахи были организованными людьми, к тому же для себя они довольствовались малым.

В монастырях появлялись большие запасы невостребованного молока, а потом и сыра.

Деньги только начали входить в обиход, поэтому избытки почти не продавали. Менять тоже было не на что: необходимое монахи делали для себя сами.

-3

Поэтому если бы сыр не ели и не раздавали прихожанам, его бы пришлось попросту выкидывать, что тоже, в общем-то, богохульно.

«Палец вверх», подписка или комментарий— поддержка канала и авторов. Спасибо Вам за это!