Найти тему
Around Art

Владимир Стерлигов: «Я учился у Малевича и после квадрата поставил чашу».

Мини-размышление о выставке «Другой Стерлигов» в галерее Веллум

Автор: Галина Мумрикова

На самом деле, выражаясь нашим новым интернетским языком, по цитируемости Малевич, безусловно, превосходит Стерлигова, который был его учеником, как указано в биографии. Даже если кто-то понятия не имеет о том, что такое супрематизм, то уж о «Черном квадрате» Казимира Малевича слышал наверняка. А вот Владимир Стерлигов, его философия, его созданный им «прибавочный элемент» в искусстве, его чаша и купол, которые он то соединял в пространстве, то разводил в стороны – он как-то оказался в тени, причем совершенно незаслуженно. Нельзя сказать, что о нем забыли, литературы и научных статей его собственных и о нем как о художнике и носителе собственной эстетики – этого всего достаточно. Но как-то скрыто от масс, как-то совсем не напоказ. Вроде как для элиты, для избранных.

Владимир Стерлигов. Женщина с цветами. 1963. Бумага, картон. Из собрания А.Б.Стерлигова, Москва
Владимир Стерлигов. Женщина с цветами. 1963. Бумага, картон. Из собрания А.Б.Стерлигова, Москва

В своих «Текстах об искусстве» он пишет, что взял «от Филонова – напряженное внимание к микрочастице поверхности, от Малевича – ощущение супрематичности природы Вселенной, от Татлина – национальные свойства, от Матюшина – импрессионистический кубизм».

Взять-то взял, но при этом создал настолько свое, не похожее ни на кого, такое «королевство кривых» по-стерлиговски, что далеко ушел от прямых линий Малевича и его прибавочного элемента, выдвинув свой «прибавочный элемент», свою чаше-купольную систему в живописи, «переварить» которую могли далеко не все.

Владимир Стерлигов. Архангел. 1950-е. Бумага, гуашь
Владимир Стерлигов. Архангел. 1950-е. Бумага, гуашь
Владимир Стерлигов. Воздушные гимнасты. 1940-е
Владимир Стерлигов. Воздушные гимнасты. 1940-е

А между тем биография Владимира полна и взлетов, и трагизма. Ну как же, удалось поучиться у Малевича, посотрудничать в журналах «Ёж» и «Чиж», а в 1934-м – кошмар: донос, арест, лагеря, освобождение в 1938-м, но без права жить в Москве и Ленинграде. Потом – война, ранение, эвакуация, знакомство с Татьяной Глебовой, которая стала его женой.

Все наладилось? Не тут-то было.

Для художника всегда важно показать то, что сделано, наработано, выстрадано. В 1960-х Стерлигов создал свою Старопетергофскую школу (названную впоследствии «школой Стерлигова»), где в доме художника Сергея Спицына он, его друзья и ученики устраивали встречи и выставки.

И вот 1965. Ленинград. Персональная вместе с Татьяной Глебовой выставка, просуществовавшая лишь несколько часов – ее закрыли. В Москве художникам повезло больше. В 1970-м состоялась их персональная выставка в Музее изобразительных искусств. И через три года, в октябре 1973 – снова в Ленинграде – последняя прижизненная выставка Стерлигова под названием «Скрытая геометрия форм». 1 ноября 1973 его не стало.

Владимир Стерлигов. Натюрморт с гитарой. Бумага, гуашь, карандаш. 1948
Владимир Стерлигов. Натюрморт с гитарой. Бумага, гуашь, карандаш. 1948
Стихи Александра Введенского
Стихи Александра Введенского
Даниил Хармс
Даниил Хармс
Владимир Стерлигов. Цирк. 1940-е
Владимир Стерлигов. Цирк. 1940-е
Владимир Стерлигов. Цирк. 1940-е
Владимир Стерлигов. Цирк. 1940-е
Справа вверху - Татьяна Глебова. Сухое дерево. 1930-е. Бумага, акварель. Слева - Дерево, 1930, бумага, графитный карандаш
Справа вверху - Татьяна Глебова. Сухое дерево. 1930-е. Бумага, акварель. Слева - Дерево, 1930, бумага, графитный карандаш

Сейчас, когда время неумолимо несется вперед, и старые имена начинают покрываться каким-то запоздавшим раскаянием непризнания, любая выставка русского авангарда и уж тем более Владимира Стерлигова, ценна. Так, в Санкт-Петербурге в марте 2014 в Петропавловской крепости прошла выставка Стерлигова, посвященная его 110-летию со дня рождения. В Москве выставка «Владимир Стерлигов. Цирк, полный искусствоведов» проходила еще раньше, в 2008 году, на Винзаводе в галерее ПРОУН, куратором которой была Марина Лошак. На ней между рисунками висели тогда отрывки из цирковых стихов Николая Заболоцкого и Даниила Хармса. Представлен был Стерлигов и на выставке «Маленькое искусство» в Еврейском музее и центре толерантности, которая проходила в этом году с мая по сентябрь.

И вот выставка в галерее Веллум. «Другой Стерлигов». Тоже цирк, тоже искусствоведы, тоже стихи. И дифирамбы художнику. Например, от куратора выставки Любови Агафоновой: «…Стерлигов признается специалистами важнейшей фигурой для искусства, ориентированного на традиции первой трети XX века, на идеи, которыми был напитан мир после революции. Во многом благодаря последовательности Стерлигова тенденции, инициированные художниками русского авангарда, не исчезли и не закостенели во времена тотального торжества соцреализма. Он был носителем этой авангардной культуры, этого мистического культурного кода».

Если бы услышал Стерлигов оттуда, с высоты своего купола познания, что о нем сейчас говорят, не знаю, обрадовался он или нет. Скорее – да, может, даже и прослезился бы. А, может, вознесся вместе со своими циркачами-ангелами туда, откуда можно наблюдать за нами, грешными.

И все же лучше, чем сказал о Владимире Стерлигове художник Борис Эндер, сказать невозможно: «…предельно формалистическое искусство, и вместе с тем такое близкое и реальное, взятое из природы». И – потому понятное без сравнений, эпитетов, метафор и заумных искусствоведческих терминов.

#искусство#изобразительное искусство#

выставки#владимир стерлигов#другой стерлигов#

галерея веллум