Найти тему
VarТехник

Какой недостаток советских танкистов был главным по мнению немцев?

Оглавление

Героизм советских солдат в Великой Отечественной сложно переоценить даже после высказываний об отдельных личностях того периода, которых активно демонизируют. Так это или нет спорить не будем, в конце концов это не тема материала… Наверняка вы слышали истории танкистов-героев, но мало кто знает, в чём заключался этот героизм. В случае советских машин всего один параметр сводил всё к везению или отличной работе союзной разведки.

Недостатки танков

Танки советского производства не славились хорошими приборами наблюдения или их удачным расположением. Наоборот – их делали в сравнительно не большом количестве. Это проблема не только советских машин, но и танков в целом.

Отличный пример – стандартный перископический прибор с возможностью вращения. Его ставили на КВ, Т-34 разных годов выпуска, танки ИС и даже ранние Т-34-85. Остальные приборы были в качестве смотровых щелей без остекления (узкие щели в броне) или триплексы. Первые были частым атрибутом башен гаек, а вторые ставили на ранние башни Т-34 от разных заводов.

-2

Было ли этого достаточно? Однозначно нет. Это отмечали, в том числе и немецкие солдаты, замечавшие странное поведение советских экипажей, порой в упор не замечавших немецкую технику. В целом, подобное явление для танкистов было свойственно практически в любом случае, особенно в пылу сражения. Однако немецкие танкисты часто выглядывали из люков, в то время как советские экипажи так не поступали, кроме редких исключений.

Плюсы и минусы

Если смотреть в те же мемуары немецких танкистов, то можно заметить много критики в сторону советских коллег. В частности, из-за отсутствия инициативы командира советского экипажа высунуться из башни хотя бы до уровня глаз и осматривать поле боя. Оправдано ли это? На самом деле да. Немецкие солдаты не учитывали, один фактор… Практически во всех случаях, командир и наводчик в советском среднем танке был одним и тем же человеком. То есть командиру было проще искать цель через прицел, чем через люк. Были исключения в лице тяжёлых танков, но в них танкисты иногда высовывались.

-3

С другой стороны, сами же немцы часто писали о высоком уровне потерь среди командиров боевых машин. Они часто становились мишенями не только снайперов, но и рядовых солдат с винтовками или пулемётами. Та и шанс гибели от осколка исключать не стоит.

Кто-то наверняка скажет, что гибель одного танкиста лучше, чем гибель всего экипажа. С одной стороны да, но с другой, после потери командира, немецкие экипажи редко оставались в целости. В то же время не стоит забывать о численности советских экипажей и немецких. СССР произвёл по меньшей мере в 5 раз больше танков и САУ, и большая часть из них приходится не на начало войны, а на её конец. Тогда же потери среди танкистов были существенно меньше, чем в ранних этапах Великой Отечественной. Причин тоже хватает, но о них мы поговорим в следующий раз.

-4

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.