Немного найдется литературных произведений, сравнимых с поэмой Н.А.Некрасова «Русские женщины» по эмоциональному накалу, знанию жизни, психологии нашей соотечественницы. Написана она на материале биографии легендарных жен декабристов, впервые опубликована в журнале «Отечественные записки»: первая часть «Княгиня Трубецкая» в 1872 году, вторая часть «Княгиня М.Н.Волконская» в 1873 году. Великий русский поэт не ограничился изложением трагической судьбы двух аристократок, он вскрыл тяжелую жизнь русской женщины из разных социальных сословий. «Доля ты – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать». Изданная полтора века назад, поэма сохранит свое значение на столетия, настолько очаровательно и проникновенно автор описывает характер героинь.
Не удержаться, чтобы не процитировать строки о несчастной судьбе женщины из стихотворения Некрасова «Катерина»:
Вянет, пропадает красота моя!
От лихого мужа нет в дому житья.
Не того ждала я, как я шла к венцу!
К братцу я ходила, плакалась отцу.
И в заключение аккорд утешительными словами «милого побои не долго болят», ставшими крылатым выражением в оправдание горькой судьбы. Но почему же она, столь печальная и ненавистная, становится неотвратимой женской долей, какая сила гонит под венец? Ответ и простой, и сложный, в зависимости от значимости женского пола в сохранении численности человеческой популяции, социального и правового положения женщины, общественных институтов брака и семьи.
На взгляд обывателя, банальный «выход из положения» - не родиться женщиной. Еще на заре возникновения жизни на Земле произошло важнейшее событие в разделении на мужской и женский пол (половой диморфизм), обеспечивающее резерв наследственной изменчивости для создания биологического приспособления к среде, в том числе у человека. Заметный приоритет для мужского пола в общественной среде снижается в желании только 40% женщин быть мужчиной (по данным опроса). Остальные «проценты» возвеличивают определенный природой статус женщины быть матерью, вносить свой необходимый вклад в продолжение рода человеческого.
На протяжении всей общественной истории происходила дискриминация слабого пола (потому и называется «слабым») в социальной жизни, за исключением эпохи матриархата, когда властвующая роль в племени принадлежала всеми уважаемой женщине. В средневековой России был принят юридический кодекс «Домострой», в котором определялось место женщине в обществе, преимущественно, как хранительнице домашнего очага, воспитании детей, посещении церкви при беспрекословном подчинении мужу. Политическое движение феминисток, иронически называемых «синими чулками», за освобождение женщины от унизительного общественного положения вносило некоторую социальную разрядку, полностью осуществленную в процессе демократизации.
Несмотря на общую эмансипацию женщин в цивилизованном обществе, еще сохраняется неравноправный статус в семье, когда вторая половина находится на подчиненном положении, доходящем нередко до унизительного рабства, даже с физическим насилием. Складывается парадоксальная ситуация: будущая жена в курсе того, что она может оказаться в таком незавидном положении, тем не менее стремится обзавестись спутником жизни и семьей! Мотивов и стимулов принятия рискованного решения несколько.
Как уже упоминалось, далеко не на последнем месте «работает» природный «зов предков» по оставлению потомства со всеми радостями и трудностями его воспитания. Еще несколько десятков лет назад данная функция реализовывалась с «перевыполнением плана» в создании многодетных семей. К настоящему времени в европейских странах и России инстинкт размножения значительно ослаб до рождения одного-двух детей, недостаточных даже для поддержания численности популяции. Причин много, в числе которых дефицит материального обеспечения семьи, нежелание «возиться» с малолетним потомством, стремление к карьерному росту. И все же, замуж невтерпёж!
Большинство потенциальных невест в один голос откровенно ответят, что к созданию семейного союза влечет неведомая сила под названием «любовь». Если вдуматься в этимологию этого нежного термина, можно утверждать, что происходит он от старославянского слова «люба», означающего эмоциональную близость другого человека. Со временем выражение «любовь» наполняется множеством оттенков в межчеловеческих отношениях: от дарения улыбок, цветов, нежных речей, вещественных подарков до широчайшего использования в лирической поэзии, музыке, фотографии, киноискусстве.
Создание счастливой семьи является одной из первостепенных задач государства, с привлечением материального обеспечения, культурного воспитания родителей и детей, включением в «делопроизводство» вездесущей церковной когорты. Лозунг «семья - ячейка общества» из риторического лозунга приобретает значение государственной важности. Открываются широкие возможности для всех, кому «замуж невтерпёж», было бы желание последовать зову предков и призыву общества.
Жизнь продолжается с последними известиями государственного и местного масштаба, радостными и не очень, о радужных перспективах и туманных обещаний светлого будущего. На скамейке у подъезда беседуют старые приятельницы, одна сообщает:
- Вчера вечером видела, как эта оторва из 38-й квартиры волокла к себе домой очередного женишка, а ведь только недавно развелась с мужиком, опять замуж невтерпёж.
- Да, ей не муж нужен, а богатый делец. Она никогда не работала, и детей иметь у нее не было никакого желания, ищет легкой жизни.
- И сколько таких, кому замуж припирает по расчету, сейчас развелось, то ли еще будет.
Как случайный свидетель разговора, вспомнил грустный романс из прошлого о том, как в толпе говорили: жених неказистый какой, и что «напрасно девицу сгубили» венчанием, вопреки ее воли, и принуждением со стороны родственников, и вышел из церкви вслед за толпой.
Социальная эволюция человека сопровождалась появлением двух сфер общественной жизни, неподвластных никаким запретам и санкциям: непреодолимому желанию любить любимого и найти в нем желанного спутника жизни. Уж коли «замуж невтерпёж, так и не терпи бессмысленно, наперекор всем преградам и трудностям. В художественной и исторической литературе описаны бесчисленные эпизоды, подобные тому, как шекспировский Ромео кончает жизнь самоубийством вслед за Джульеттой. История любви Тристана и Изольды является одной из самых красивых легенд Средневековья. Избранницу Тристана Изольду насильно выдают замуж за короля, оба вынуждены страдать от несправедливости судьбы. Петрарка сочиняет чудесные сонеты о любви, в память о супруге индийский правитель создает великолепный дворец Тадж-Махал. Необозримо пространство для того, кто нестерпимое желание выйти замуж превратит в реальность.