Найти тему
Транспортный Глобус

Памяти трамвайного депо имени Апакова. Как выглядели исторические ангары и цеха

8 сентября 2021 года были полностью снесены цеха бывшего Замоскворецкого трамвайного парка. Здания не спасли даже статусы памятников архитектуры и пристальное внимание общественности.
Все нулевые годы над депо нависала опасность сноса, и активисты из движения "Москвичи за трамвай" регулярно проводили сборы подписей по его защите. С уходом Лужкова угроза закрытия депо и строительства на его месте элитного комплекса, казалось бы, исчезла - новые власти на словах стали ярыми поклонниками и развивателями трамвая. Но в итоге урбанист Собянин всех перехитрил и смог сделать то, чего не решился - Лужков.


В 2009 году мне довелось побывать в историческом трамвайном парке. Это была экскурсия от фирмы "Поезд напрокат" за 800 рублей. Давайте посмотрим на интерьеры ангаров, которые стали теперь историей.

-2

Замоскворецкий трамвайный парк был открыт 112 лет назад, в 1909 году в годы активного обтрамваивания Москвы. Все здания в депо были построены по проекту архитектора Шухова. Парк активно участвовал революции и после неё получил имя одного из активных её участников - Петра Апакова.

-3

Все объекты депо являлись памятниками архитектуры. Интересная конструктивная особенность - ангары со стеклянными крышами (довольно разумное решение для подачи света в помещения).

-4

Комнатка, из которой водители отправляются на маршрут.

-5

Здесь они получают наряд на маршрут, путёвку, расписание, проходят медосмотр

-6

Старая добрая автоматическая справочная установка. Раньше когда то такие стояли на вокзалах, можно было по ни расписание посмотреть. В этой же хранятся всякие нормативные акты, ПДД, правила эксплуатации вагонов и прочее

-7

Схема опасных участков Апаковской сети. Ещё с 38 маршрутом

-8

Всякие памятки, объявления

Расписания выходов

-10

Когда просто ездишь на трамваях, или автобусах даже не представляешь сколько вот всяких таких вещей сопровождает их движение. А ведь даже это далеко не всё..

-11

Апаковское депо - единственное в Москве (и одно из двух в России), где вагоны ночевали под крышей, а не на открытом воздухе.

-12

В одном из цехов хранились несколько музейных вагонов. 2 вагона "Ф" (Фонарные), и 2 татры - Т2 и Т3.

Там же делались и маршрутные таблички для трамваев с помощью специальных трафаретов

Уже готовые экземпляры

-15

Немного искусства

Красим КТМ-чик

-17

Трамвайный ускоритель

-18

Тележки

-19

Залез внутрь пантографа. До этого никогда, глядя снизу на него, не думал, что он такой большой.

-20

Склад старых стульев

-21

Вон виднеется старая добрая охряная татра (немодернизированная). Такие столько лет ходили по Москве, и уже к концу нулевых их ещё оставалось совсем немного, в основном они тогда были в Пресненском депо

-22

Снегоочистители. Их, оказывается, в депо дофига, целый ряд стоял.

Здание где великое и ужасное АСКП хранится. Перед отправлением, все водители сюда заходят, чтобы получить валидатор.

-24

Ну и напоследок, нупогодишный трамвай

-25

Цеха Апаковского депо были снесены в рамках реконструкции предприятия - по плану их планировалось расширить, чтобы в них смогли помещаться трёхсекционные вагоны "Витязь". Радует одно, что площадка сохранит свой профиль, и останется трамвайным парком, а элитного жилья на его месте не будет. Дептранс публикует рендеры, как оно будет выглядеть.

-26

-27

Но то, что исторические цеха начала XX века безвозвратно уничтожили - преступление и варварство!

-28