8 сентября 2021 года были полностью снесены цеха бывшего Замоскворецкого трамвайного парка. Здания не спасли даже статусы памятников архитектуры и пристальное внимание общественности.
Все нулевые годы над депо нависала опасность сноса, и активисты из движения "Москвичи за трамвай" регулярно проводили сборы подписей по его защите. С уходом Лужкова угроза закрытия депо и строительства на его месте элитного комплекса, казалось бы, исчезла - новые власти на словах стали ярыми поклонниками и развивателями трамвая. Но в итоге урбанист Собянин всех перехитрил и смог сделать то, чего не решился - Лужков.
В 2009 году мне довелось побывать в историческом трамвайном парке. Это была экскурсия от фирмы "Поезд напрокат" за 800 рублей. Давайте посмотрим на интерьеры ангаров, которые стали теперь историей.
Замоскворецкий трамвайный парк был открыт 112 лет назад, в 1909 году в годы активного обтрамваивания Москвы. Все здания в депо были построены по проекту архитектора Шухова. Парк активно участвовал революции и после неё получил имя одного из активных её участников - Петра Апакова.
Все объекты депо являлись памятниками архитектуры. Интересная конструктивная особенность - ангары со стеклянными крышами (довольно разумное решение для подачи света в помещения).
Комнатка, из которой водители отправляются на маршрут.
Здесь они получают наряд на маршрут, путёвку, расписание, проходят медосмотр
Старая добрая автоматическая справочная установка. Раньше когда то такие стояли на вокзалах, можно было по ни расписание посмотреть. В этой же хранятся всякие нормативные акты, ПДД, правила эксплуатации вагонов и прочее
Схема опасных участков Апаковской сети. Ещё с 38 маршрутом
Всякие памятки, объявления
Расписания выходов
Когда просто ездишь на трамваях, или автобусах даже не представляешь сколько вот всяких таких вещей сопровождает их движение. А ведь даже это далеко не всё..
Апаковское депо - единственное в Москве (и одно из двух в России), где вагоны ночевали под крышей, а не на открытом воздухе.
В одном из цехов хранились несколько музейных вагонов. 2 вагона "Ф" (Фонарные), и 2 татры - Т2 и Т3.
Там же делались и маршрутные таблички для трамваев с помощью специальных трафаретов
Уже готовые экземпляры
Немного искусства
Красим КТМ-чик
Трамвайный ускоритель
Тележки
Залез внутрь пантографа. До этого никогда, глядя снизу на него, не думал, что он такой большой.
Склад старых стульев
Вон виднеется старая добрая охряная татра (немодернизированная). Такие столько лет ходили по Москве, и уже к концу нулевых их ещё оставалось совсем немного, в основном они тогда были в Пресненском депо
Снегоочистители. Их, оказывается, в депо дофига, целый ряд стоял.
Здание где великое и ужасное АСКП хранится. Перед отправлением, все водители сюда заходят, чтобы получить валидатор.
Ну и напоследок, нупогодишный трамвай
Цеха Апаковского депо были снесены в рамках реконструкции предприятия - по плану их планировалось расширить, чтобы в них смогли помещаться трёхсекционные вагоны "Витязь". Радует одно, что площадка сохранит свой профиль, и останется трамвайным парком, а элитного жилья на его месте не будет. Дептранс публикует рендеры, как оно будет выглядеть.
Но то, что исторические цеха начала XX века безвозвратно уничтожили - преступление и варварство!