Многие педагоги, работающие с особенными детьми, ежедневно выходя из дверей учреждения на вольный мир, не сразу привыкают к тому, что он все-таки отличается от того, который царит на работе.
А бывает и так: привык педагог за годы работы к определенному типу детей, знает их как в общении, так и в деле, давно выработал тактику взаимодействия с ними, а тут вдруг на пути попадается совершенно другой ребенок, не похожий на них по умениям, навыкам и поведению... Да тут недолго и растеряться.
То, что привычно
Итак, в самом начале я об этом уже намекнула. Работаю я в специализированном детском учреждении. И ребята у нас там - в основном со сложными ментальными (и не только) нарушениями. Как ни печально, таких с каждым годом становится все больше. Но судить и обвинять в этом кого-то - смысла нет. Просто примем как факт, и все.
Что мы обычно имеем? Дети чаще всего по уровню развития не соответствуют возрасту. Ввиду своих особенностей, они не делают того, что должны уметь их сверстники. Кто-то в 4 года совсем не разговаривает, кто-то в 5 лет не умеет самостоятельно одеваться или есть ложкой, иные - и в 7 лет просто кричат и имеют в словаре лишь 2 слога.
Вот и ведется тщательная и комплексная работа по их развитию. Годами. И делают ее - не машины, не феи, даже не "бабушки с даром сверху", а самые обычные люди, такие как мы с Вами. Педагоги, психологи, дефектологи и другие специалисты.
Обычные люди?
Да. Обыкновенные женщины, у которых тоже есть семьи, друзья, родители, дети. И часто получается так, что мы невольно переносим манеру общения с нашими маленькими клиентами на своих близких. Например, когда у меня сын был еще дошкольником, я ему не говорила, как все нормальные мамы: "Скушай (съешь) яблочко". Нееет, я занудно тянула: "Что это? Это - яб-ло-ко. Какое оно? Крррааасное! Кррруууглое!" Потом еще что-то перечисляла, а сын уже выхватывал несчастный фрукт с возгласом: "Ну мааам! Я знаю!" А я, понимая, что делаю "что-то не то", расстраивалась. Ведь получается, что общение с чужими особенными ребятами занимало столько места в голове, что я, не меняя роли, так же обращалась и к сыну?
А тут буквально недавно...
В какой-то из более-менее "свежих" публикаций я упоминала о том, что крайний заезд ребят в нашем учреждении был очень сложным: много детей практически "без речи" и без элементарных навыков. Но они, как и все, имеют право на занятия, поэтому, никому отказа нет. Сложно, но работа такая. Зато какое ощущение счастья, когда в (пусть и полном) автобусе возвращаешься с работы домой!
В автобусе
Едем с коллегой Т.В. домой. Устали так, что плюхнулись на свободные места сразу при входе, не высматривая в толпе тех, кому они нужнее. Сидим, засыпаем, положив головы друг другу на плечи. Даже болтать не было сил.
А тут на очередной остановке заходят мама с малышом. Ну совсем маленький, точно младше трех лет, да даже года два.
Мужчина, сидевший напротив нас с Т.В., сразу уступил им место. Мама посадила ребенка к себе на колени.
И вот сидит мальчишка и очень осознанным взглядом смотрит на меня (ого!), или мне просто так кажется, ведь его личико иногда делается нечетким... засыпаю же.
- "Мам, а тётя - спит!" - вдруг внятно произнес мальчик. Вау, мы с Т.В. аж проснулись!
- "Ух ты! Вот это да! Маленький мальчик! Он - говорящий!" - шепчу на ухо коллеге. А она, дипломированный психолог и опытный специалист, сама смотрит на ребенка и умиленно и удивленно улыбается.
- А пацан - вообще "сломал систему". Показывает ей машинку, которую до этого тихонько тискал в руках, со словами:
- "Это - фолькс-ва-ген! Цвет цёл-ный"
- "Класс! Гениально!" - выдавливаю из себя я, не веря в реальность происходящего.
И только потом, придя домой, я начинаю понимать, что никакой гениальности тут нет. Обычный ребенок. Симпатичный, смышленый, но такой, каким и должен быть мальчик его возраста. А мое удивление, ясное дело, возникло лишь из-за того, что за последнее время (дооолгое время) я тесно общалась только с тяжелыми детьми, которые даже "би-би" не всегда скажут.
Да и чему я удивлялась, ведь я сама в полтора года знала печатные буквы и названия шахматных фигур, даже стишок про пуделя наизусть читала. А теперь... осталось только умиляться и считать по пальцам тех ребят, кто в возрасте младше трех лет знает "фолькс-ва-ген".
Пусть все будут здоровы.
А вам, дорогие читатели, спасибо за посещение. Очень ценю каждого гостя, поставившего добрый лайк и подписавшегося на КАНАЛ
Что иногда бывает с крышей учителя, который всё успевает
Когда педагог сказал: я больше не могу, добраться бы живой до дома
"Два психолога в одном скворечнике" или "Два способа успокоить детские слезы"
#обучение детей #воспитание ребенка #дети #родители и учителя #профессиональная деформация