Найти тему
А.И. Алёхин

И песня, и стих..

Да-да... Это бомба и знамя. И голос певца поднимает класс.

И хотя оба они призваны вызвать у нас определённые эмоции, делают это они по-разному. Для стиха прежде всего важен смысл. Какой-то особый, поэтический, но смысл. Простой набор слов, ритмически организованных, нужен композитору, чтобы написать музыку, отталкиваясь от этого ритма. Они называют это "рыбой". Но музыка, написанная на эту "рыбу" делает песню. И когда мы спрашиваем, чья это песня, нас интересует именно тот, кто сочинил музыку.

Александр Дмитриевич Чуркин, поэт. https://sun9-33.userapi.com/c636730/v636730676/4d72/KyAD0u3DSa4.jpg
Александр Дмитриевич Чуркин, поэт. https://sun9-33.userapi.com/c636730/v636730676/4d72/KyAD0u3DSa4.jpg

"Шли по степи полки со славой громкой, шли день и ночь со склона и на склон." Представляете себе эту жуткую картину? День и ночь со склона и на склон идут полки. День и ночь. Идут полки. Со склона и на склон. Если вы прочитаете эти строки в книге, то пожмёте плечами: каких только глупостей у нас не печатают! Это если рассматривать этот текст как стих.

Иван Иванович Дзержинский. https://musicseasons.org/wp-content/uploads/2020/04/Dzerzhinsky_1.jpg
Иван Иванович Дзержинский. https://musicseasons.org/wp-content/uploads/2020/04/Dzerzhinsky_1.jpg

Но если эти слова Александра Чуркина будут пропеты на музыку Ивана Дзержинского, вы восхититесь удалью , силой и мужеством нашего казачьего войска.

В своё время Александр Пушкин писал своёму другу Петру Андреевичу Вяземскому, что его "стихи слишком умны, а поэзия, прости господи, должна быть глуповата". Не глупа,заметьте, а именно глуповата. Пушкину, наверное. стоит верить, он кое-что понимал в этом деле. Потому он и "наше всё". Поэзия должна тянуть за собой читателя, но не убегая далеко вперёд, а постоянно оглядываясь на него и подтягивая за собой. И всё время завоёвывать новых читателей. И для этого тоже нужна музыка. Мостик к стиху.

Когда к середине пятидесятых годов взрывной успех группы молодых поэтов (Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Белла Ахмадуллина) вовлёк в поэтическое творчество широкие массы молодёжи, очень многие из начинающих поэтов почувствовали необходимость музыкальной подпорки, слегка маскирующей несовершенство стиха. Тогда и начался бум самодеятельной песни.

Но это совсем другая история...