Из лекции 2007-го года для университета Флориды.
Друзья, перед вами отрывок лекции, в котором Баффетт рассказывает о том, что такое ров у замка и для чего он компании. С переводом мне помог Александр Грибанов, если и вам нужна помощь в переводах, обращайтесь: http://t.me/Greight
Полное видео уже есть на нашем канале, здесь, оставляю только отрывок, ведь 20 страниц текста мало кто готов осилить за один раз.
Какие компании вам нравятся?
Мне нравятся бизнесы, которые я могу понять, начнем с этого. Это сужает круг процентов на 90!
Есть куча всего чего я не понимаю, но к счастью, есть достаточного того, что я могу понять. Мы в огромном мире, где почти все компании публичны. Нам доступен практически весь американский бизнес. Нет смысла начинать с вещей, которые вы могли бы попытаться понять, но некоторые вещи уже и так понятны и мне, и вам, и любому.
Например, Coca-cola это продукт, который не особо поменялся, кроме вкуса, с 1886 года. И это простой бизнес. Но это не легкий бизнес, легкий мне не интересен, там много конкурентов. Мне нужен бизнес, защищенный рвом. Словно очень ценный замок. И герцог, который отвечает за этот замок, должен быть честен, трудолюбив и талантлив. И вокруг этого замка должен быть ров.
Этот ров может быть, чем угодно. Например, в автостраховочном бизнесе типа GEICO (американская страховая компания - прим. пер.) ров - это низкая стоимость. Люди ведь обязаны покупать автостраховку. Так что у всех будет по одной страховке на каждый автомобиль. Вы не сможете продать им по 20 страховок, но они вынуждены купить одну. Так что же они купят? Они будут выбирать, опираясь на обслуживание и стоимость. Большинство людей посчитает, что обслуживание везде примерно одинаковое. Поэтому их основной критерий - стоимость. Так что мне просто нужно предоставлять самую дешёвую страховку - это мой ров. И если я ещё понижу цену в сравнении с другими - считайте я запустил в свой ров пару акул.
Если у вас есть классный замок, то всегда найдутся люди, которые попытаются его атаковать и забрать у вас. Поэтому мне нужен замок, который я смогу понять, и который будет защищен рвом. Тридцать лет назад у компании Kodak был такой же широкий ров, как у Coca-Cola.
Если вы хотели сфотографировать вашего полугодовалого ребенка, чтобы посмотреть на это фото через 20 лет или через 50 лет, и вы при этом не профессиональный фотограф - какие мысли были у вас в голове? Именно эти мысли имеют значение, потому что эта компания обещала вам, что фотографии, сделанные сегодня, будут выглядеть так же потрясающе и через 20 или 30 или 50 лет. И это очень важно для вас - ваш собственный ребенок или что ещё.
Это было визитной карточкой Kodak 30 лет назад. Они будто залезали людям в головы. Потому что об этом думали все в стране и даже в мире. Маленькая жёлтая коробочка с надписью "Кодак лучше всех." Это бесценно. И они это утратили. Не из-за Джорджа Фишера, он то хорошо работает.
Но они допустили сужение своего рва. Позволили Fuji (японский производитель фототехники - прим. пер.) выйти на рынок и начать сужать их ров различными способами. Они позволили им снимать Олимпийские игры и таким образом утратили этот аспект, будто только Kodak подходит для Олимпийских игр. Появилась пленка Fuji и тут же у людей в умах у Kodak появился конкурент.
А с Coca-Cola такого не происходит. Ров Колы сегодня шире, чем был 30 лет назад. Вы не можете наблюдать за рвом каждый день. Но каждый раз, когда в какой-либо стране, где Кола пока не зарабатывает, появляется необходимая инфраструктура, ров становится немного шире.
Такие события постоянно немного меняют ров в ту или иную сторону. И через 10 лет вы сможете заметить разницу. Всем менеджерам, которые управляют каким-либо бизнесом, я бы дал один совет - увеличивайте ширину рва. Закидывайте туда крокодилов, акул, кого угодно, аллигаторов - всех их в ров, чтобы защититься от конкурентов. Это можно сделать через обслуживание, через качество продукта, через цену, иногда через патенты, через расположение магазинов. Именно такие бизнесы я ищу.
Полное видео уже на нашем youtube-канале, приятного просмотра.
_____________________________________________
◈ Книга для детей и взрослых: "Виктория и магия сложного процента"
◈ Обо мне и моей стратегии инвестирования
◈ Финансграмм в Телеграм
◈ Навигатор по финансовой грамотности