Это происходит чуть ли не на генетическом уровне. Первый эпизод мы встречаем уже на первых страницах Библии, когда Адам и его жена сделали себе опоясания из смоковных листьев.
Думаю, они выглядели весьма глупо в одежде, которой пытались прикрыть наготу, не думая при этом, что слава Божия была потеряна и ничто не может возместить её и вернуть. Как написано в послании к Римлянам "Все согрешили и лишены славы Божией". Первая попытка оказалась провальной, они были изгнаны и обречены терпеть лишения и скорбь в течении всей своей жизни.
Второй яркий случай, произошел немного позже. Старший сын первой пары, Каин пришел на поклонение Богу с плодами своих трудов, тем, что он вырастил на поле, проявляя заботу и трудолюбие. Этот случай ставит в тупик многих, впервые читающих библейскую историю. Я не являюсь исключением. Мне понадобилось много лет, чтобы понять, что к чему. Каин был отвергнут со своими идеями, своим способом поклонения и собственноручно изобретенным методом угождения Богу. Его младший брат, принеся ягненка, проявил веру, и соответствовал способу, установленному Самим Богом.
После потопа мы можем обнаружить еще один, корпоративный способ, когда люди во всей своей массе решили пойти своим путем. "Сделаем себе имя" - так гласил девиз всеобщего вдохновения и желания создать методики, которые должны были вполне устроить Бога, наведшего Потоп на некогда прекрасный мир. Раз было наводнение, надо его как-то избежать, наперекор словам, что "не будет более Потопа на землю", тем самым, не доверяя словам Божиим, и решив, что они лучше знают, как быть и что делать в дальнейшем.
Это три самые яркие случая, являются лишь вершиной айсберга, основная часть которого уходит настолько глубоко, что порой не сразу становится понятно, какими изощренными могут быть попытки людей стать во главе и самим решать, как угодить Богу и принудить Его поступать по своему усмотрению.
Ко времени прихода Христа, иудейская религия представляла из себя дичайшую смесь, хитросплетение человеческих методов и учения Торы. Причем первоначальный смысл последней практически затерялся во множестве обрядов и традиций, особенно когда народ вернулся из вавилонского плена и начал рьяно бороться за религиозную чистоту и скрупулезное следование всем отеческим преданиям и учениям. Появились Талмуд, Мишна, Таргум, Каббализм, комментарии и толкования призванные разъяснить учение Моисея и придать ему строгий и актуальный вид. Дошло даже до мистических, подчас доходящих до абсурда толкований. Все это бытовало в народе, чему Христос был свидетелем и что стало причиной многих разногласий и откровенной вражды. Одно из самых ярких обличительных высказываний Сына Божия, направленное Своим слушателям звучит так: "Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное." (Мк. 7:7-8)
Пожалуй, самым опасным можно считать методы, рожденные и приобретенные в церковной среде, в контексте христианской веры. Способы, которые предлагают вход в Царствие Божие с помощью выплат, взносов, различных обрядов, призванных доставить человека в точку назначения, минуя гораздо более сложные вехи - покаяние, веру, познание Бога.
Древний пророк Осия, за 700 лет до н.э. вещал словами Божьими "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (Ос. 6:6)
В Новом Завете мы находим множество примеров, в особенности в посланиях Павла, призванные предостеречь верующих от попыток создавать и следовать своим собственным представлениям в надежде, что этого достаточно для спасения и обретения вечной награды. Это будет следующей частью нашего размышления.