Найти в Дзене
История разведки

Как демократам удалось в одночасье разрушить могущественную систему КГБ СССР

С приходом горбачевской перестройки и гласности обстановка в стране стремительно менялась. Газеты стали публиковать критические статьи о разных сторонах жизни советских граждан и деятельности властей. Телевидение перестало заниматься пропагандой и лакировкой. Появились программы, отражающие нашу действительность и волнующие население. На улицах Москвы стало больше представительств западных компаний и иномарок. А когда на площади Пушкина открыли ресторан «Макдональдс», москвичи вообще потеряли головы, выстраиваясь в огромные очереди.

В ходе визита Горбачева в ФРГ в мае 1989 года, он заявил, что препятствовать демократическим преобразованиям в странах Варшавского договора не будет. К концу года блок перестал существовать, а еще через год произошло объединение Германии. Смута в соцлагере вылилась в массовую антисоветскую кампанию.

В этой обстановке самопровозглашенные демократы сделали все возможно, чтобы настроить общественное мнение против КГБ. Главным обвинением была его «поддержка и скрытие коррупции в стране».

После поражения ГКЧП распад советского общества был неизбежен. Первой жертвой стал КГБ, заклейменный демократами как преступная организация.

Горит одинокое окно. Никто не вышел на защиту символа КГБ
Горит одинокое окно. Никто не вышел на защиту символа КГБ

Вечером 22 августа 1991 года на Лубянской площади, где расположено здание Комитета, а в центре стоит памятник Дзержинскому, стала собираться толпа. Подогнали кран, накинули петлю на шею «железного Феликса», сдернули его с пьедестала и увезли в неизвестном направлении.

Уже через день Горбачев назначил председателем КГБ Вадима Бакатина, бывшего в то время министром МВД. Ему было поручено раздробить Комитет на самостоятельные республиканские службы. В Российской федерации была создана Межреспубликанская служба безопасности (МСБ), которая просуществовала несколько месяцев. Чекисты метко прозвали ее мотострелковым батальоном.

Бакатин рьяно взялся за порученное ему дело. Первым делом он уволил руководящий состав Комитета и издал приказ о расформировании многих его подразделений. Имевшие выслугу офицеры отправлялись в отставку. Назначенные им пенсии быстро съела инфляция. У кого выслуги не было, просто списывались в народное хозяйство.

Бакатин передал американцам схему расположения подслушивающих устройств в строящемся здании посольства. Очевидно, он наивно полагал, что с концом холодной войны отпала необходимость в разведывательной службе. «Выкидыш, вырезанный папой Карло из полена» - такое прозвище получил Бакатин у сотрудников Комитета.

Ельцин перенял эстафету у Горбачева и расчленил когда-то могущественную систему КГБ. Отдельными службами стали Первое и Второе Главные Управления, погранвойска и связь. ПГУ стало называться Службой внешней разведки (СВР), а ВГУ – Федеральной службой безопасности (ФСБ).

Примечание:

В конце сентября Горбачев назначил на должность начальника ПГУ Евгения Примакова. Он стал первым гражданским руководителем постсоветской разведки, отказавшись от генеральского звания. Примаков сумел сохранить ее структуру, избежав вовлечения в царящие в стране внутриполитические разборки.

У кого из читателей моего блога есть, что добавить, прошу писать комментарии

Сотрудник резидентуры КГБ в Австралии Владимир Петров выдал несколько сотен советских агентов по всему миру