Найти тему
Любаслава

Волшебные уральские сказы Бажова

Давайте вспомним героев сказов известного писателя, может быть они откроют нам свои тайны? Ведь без малого четверть века посвятил Павел Петрович Бажов собиранию уральских сказаний, каждое из которых - истинная жемчужина народной поэзии! Заслуга автора в том, что он очистил, отшлифовал найденные им <камни>, вложил их в чудесную словесную оправу.

…Я только исполнитель, - а основной творец – рабочий

П.П. Бажов

Иллюстрация Вячеслава Назарука
Иллюстрация Вячеслава Назарука
  • Данила-мастер. Сказы П. Бажова посвящены трудовому населению старого Урала. Незамысловатыми словами он повествует о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в холодный камень.

У Данилы из сказа <Каменный цветок> существовал реальный прототип – камнерез Данила Зверев в честь которого даже названа улица в Екатеринбурге. Несмотря на то, что Зверев не посещал Медную гору, не ходил к Хозяйке и не работал с малахитом, но именно он открыл Павлу Бажову волшебный мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.

И ведь многие герои Бажова вполне реальны. Талантливый резчик по камню Иванко Крылатко - никто иной, как известный мастер Иван Вушуев, непревзойденные труды которого можно и сейчас увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.

Иллюстрация Вячеслава Назарука
Иллюстрация Вячеслава Назарука

Мастер на Урале – настоящий герой, он как богатырь для средней и центральной Руси. Образ мастера вобрал в себя четыре составляющие.

Во-первых, мастер олицетворяет знание и умение. Эту черту он перенял от иностранных инженеров, что работали в свое время на уральских заводах. Поэтому Данила так хотел узнать тайну красоты камня.

Во-вторых, мастер – труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников, потому как в суровых краях они могли спастись только трудом. И поскольку трудились не покладая рук, труд стал для них божественным промыслом. И Данила трудится неистово.

В-третьих, мастер не изобретает ничего нового, но доводит до идеала, то, что попадает к нему в руки. Эта черта – от провинциальности Урала. И ведь Данила тоже пытается создать совершенное творение.

Наконец, мастер связан с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. Данила не обращается с молитвой за небесным откровением, а за своей тайной следует к языческому божеству – Хозяйке Медной горы.

Таким же удивительным мастером был и Степан - искусный резчик по малахиту и герой сказа <Каменный цветок>. За многолетние труды в подземном дворце Хозяйки Медной горы - владычицы всех потаенных сокровищ Урала, он овладел искусством постигать <душу> камня.

Иллюстрация Вячеслава Назарука
Иллюстрация Вячеслава Назарука
  • Хозяйка Медной горы - хранительница подземных сокровищ,предстает перед людьми либо в виде удивительной красоты женщины в богатых одеждах, либо в виде ящерицы в короне.

Хозяйка для коренных народов Урала - образ Богини-матери которая жила в горе. Там у нее было дерево, на котором обитали души не рожденных еще людей, зверей и птиц. Позднее, в славянских поверьях, Богиня превратилась в Хозяйку, а дерево – в Каменный цветок.

Также существует мнение, что Хозяйка медной горы это преломленный народным сознанием образ богини Венеры. Знаком этой богини в XVIII веке клеймилась полевская медь.

В целом образ Хозяйки горы - олицетворение мощи, богатства и красоты недр Уральских гор. Их тайны раскрываются только перед искусными мастерами. Хозяйка не только хранительница сокровищ, но и покровительница всех одарённых людей, наделенных смелостью и мужеством. Её отношение к людям определяются особыми условиями - запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в недра горы, во владения Хозяйки. Другим - не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Иллюстрация Вячеслава Назарука
Иллюстрация Вячеслава Назарука
  • Великий Полоз - змей хранитель золота. Его образ восходит к уральских легендам и приметам горняков и рудознатцев. В его полновластном распоряжении находилось всё золото, поэтому он всяччески старался не допустить человека до разработки золотоносных мест: <пужал>, показываясь <в своем могучем виде>, <беспокойство всякое старателю причинял>, утягивая в землю инструмент или отводил золото. Мифологический змей имеет также многочисленных дочерей. Змеевки помогали отцу спускать золото по рекам и проводить через камень.
  • Бабка Синюшка - персонаж, родственный всем знакомой Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале называли <синюшкой>. Старушка из сказа Бажова восседает на колодце, полном самоцветов. Она его ревниво охраняет и душит всех, кто приходит за ее сокровищами.  Колодец Синюшки - затопленная грунтовыми водами копь, древний рудник финно-угров. Таких рудников было огромное количество в окрестностях Медной горы. Есть легенда, что на месте подобного колодца построен поселок Зюзелка Свердловской области.
Иллюстрация Вячеслава Назарука
Иллюстрация Вячеслава Назарука
  • Серебряное Копытце. Этот сказочный персонаж сошел с неба. Финно-угры верили, что солнце по небу несет на рогах Великий Лось. Ведун мог призвать Лося спуститься на землю, но она была скверна для подобного священного зверя. Поэтому под копыта Лосю подкладывали серебряные блюда. На них сыпали дары – например, самоцветы.

Серебряные блюда появились на Урале из Азии и Ближнего Востока. Поскольку в исламе существует запрет на изображения людей и животных, то все блюда с гравировками торговцы обменивали жителям Урала на пушнину. Ведуны и приспособили блюда для Великого Лося. Подобная посуда лежит в музее города Чердынь. На блюдах – нацарапанные ножами рисунки поверх гравировок.

Русский народ, пропуская эти местные Поверья через свою культуру, обратили Великого Лося  в оленя, который ударом серебряного копытца выбивает самоцветы.

  • Огневушка-Поскакушка. Славяне Урала верили, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка – Огневушка-Поскакушка. Она произошла от знаменитого идола – Золотой Бабы, которую местные жители называли Сорни-Най, что в переводе означает <золото-огонь>. Вот и выстраивается цепочка образов: золото - огонь - девушка и рождается Огневушка-Поскакушка.
Иллюстрация Вячеслава Назарука
Иллюстрация Вячеслава Назарука
  • Земляная Кошка. Эта гигантская волшебная Кошка гуляет под землей на золотоносных месторождениях реки Чусовой. Рядом находится деревня Кунгурка, основанная выходцами из города Кунгура. А там есть знаменитая пещера, в которой, по преданию, живет Подземный Зверь Мамонт. Вот переселенцы и <перетянули> Мамонта за собой на Чусовую.

В славянских же поверьях утверждается, что над месторождением золота можно увидеть призрак - рыжего кота. И уже в народных сказках местный Мамонт сроднился с русским Золотым Котом, и появилась Земляная Кошка. Она  живет в породах золота и огромная, как Зверь Мамонт.

Публикация данной статьи в ином источнике - сообщество Любаслава Вконтакте