Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как католики признали браки «неверных»?

Римские папы, богословы и прочие ученые мужи поколениями бились над вопросом, признавать ли таинства еретиков настоящими, или нет. В еретиках, как известно, недостатка не было никогда, поэтому вопрос всплывал на повестку дня снова и снова. Казалось бы, ответ очевиден: еретики суть лжецы, пустословы, проходимцы, слуги дьявола, богохульники и осквернители святынь, а следовательно, любые их мероприятия – сплошь скверна, мерзость и погибель души. «Всё, что делают, еретики, суть плотское, пустое и богохульное» (Киприан)[1]. И таким образом, крещение еретиков – вовсе не крещение, брак – ненастоящий, а рукоположение священников (как они себя в своей дерзости называют) – вовсе не рукоположение.

Но была и другая сторона медали. Представим, что еретик или схизматик по какой-то причине перестал упорствовать, отринул от себя мерзость нечистот и как заблудшая овца вернулся в стадо к единству истинной Церкви. Что ему делать, если он в состоянии своего еретичества женился? Оставить жену у себя, отпустить ее восвояси, жениться на другой? Что если жена упорствует в ереси? Что если жена вернулась из ереси, а муж остался? Допустим, праведный муж оставил свою жену-еретичку, а она взяла и тоже образумилась через пару лет – а между тем у обоих новые семьи – что им делать, воссоединяться? Но почему они должны воссоединяться, если их первый брак был заключен еще в еретичетве, а значит, это был и не брак вовсе? Любой желающий может почитать на досуге Кодекс канонического права 1582 г. издания и ощутить масштаб проблемы.

На помощь пришло схоластическое богословие. Не берусь судить о том, кто первый вбросил эту идею, но в оборот она вошла, по всей видимости, с подачи Петра «Магистра сентенций» Ломбардского. Идея, древняя, как дедушка Платон, заключалась в том, что у каждой вещи есть сущность и проявление. Сущность (вообще essentia, но Ломбардский больше любил слово character) неизменна, абсолютна и, поскольку мы говорим о христианском богословии, известна только Богу (например, не конкретный стол, за которым автор пишет эти бессмертные строки, а «стол вообще»). Проявление же случайно, зыбко и изменчиво, как наш бренный мир (например, не «пиво по акции как таковое», а конкретная бутылка 1,5 л «Охота крепкое» за 69, 69 руб. в магазине «Магнит» на переезде). И так же, как есть «стол вообще» или «пиво по акции как таковое», точно так же существует «крещение вообще», «евхаристия вообще», «брак вообще» и «рукоположение вообще».

Петр Ломбардский, размышляя о брачных вопросах, вспомнил слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее» (1Кор. 7:12). Раз апостол говорит, что жена может быть неверующей, - рассуждает магистр сентенций, - значит «и среди неверных есть брак, и Апостол говорит о тех, которые сочетались браком в неверии, и затем один из них был обращен в веру, с которым неверующая согласна жить»[2]. Да, дремучие язычники и бесстыдные еретики могут напридумывать массу нелепостей, узаконить развод и многоженство, но сущность брака остается неизменной – это то, что возникает между мужчиной и женщиной при обоюдном согласии вести совместную жизнь. Пусть язычник набрал себе толпу женщин в гарем – для Бога это не имеет значения, законной женой будет первая из них, и этот брак освящен Богом как любой другой, а всё остальное – это прелюбодеяние и разврат.

Если это не был рывок, то уж точно прорыв. Гениальная лазейка открыла простор для проповеди и того, что в наши дни называют межконфессиональным диалогом. С таким обоснованием папа Иннокентий Третий мог легко разрешить всем новообращенным оставаться в законном браке (т.е. с первой женой), даже если он был заключен с нарушением западных церковных норм (во второй, третьей и далее степени родства), «поскольку таинство брака существует среди верующих и неверующих»[3].

Петр «Магистр сентенций» Ломбардский не осмелился применить этот метод для рукоположения, распространить его на тех клириков, которым не повезло быть посвященными в сан еретиками и схизматиками. Что делать, если такой клирик переходит в истинную веру к единству Церкви? Должен ли он проходить все чины (а это семь лет даже для взрослых людей) заново? Магистр сентенций очень осторожно говорит, что, мол, «ради блага мира, по исправлении заблуждения еретиков, принимаются, даже если виден результат, что они производят (в чин) в том же служении, которое совершали, не должны рукополагаться заново»[4]. Зато Фома «Ангелический доктор» Аквинский не постеснялся и развил тему до логического конца. «Далее, - говорит он, - так же как при крещении всё служение осуществляется вовне, так и при рукоположении, в то время как Бог действует внутри. Но отделенный от Церкви никоим образом не теряет власть крестить. Следовательно, и власть рукополагать»[5].

Триумф эссенциализма помог римской курии теоретически обосновать свои активные контакты с нехристиаским миром. Куда проще вести диалог с еретиками и неверными, когда ты точно знаешь, что ни один твердолобый буквоед не потребует от тебя заново крестить и заново благословлять браки. Армянский или греческий священник не будет испытывать нестерпимое жжение ниже спины, если его не заставят после заключения унии проходить заново все уровни, начиная от привратника (церковная должность для детей от 0 лет). Крещение – это всегда крещение, рукоположение – это всегда рукоположение. Миссионеры могли не влезать слишком глубоко в супружеские отношения и по упрощенной схеме переутверждать клириков (в том числе женатых) в их сане. Авиньонский папа Иоанн XXII предложил формулу для сомнительных случаев, которой пользовались как минимум до XV века включительно: «Если ты был крещен, я не буду крестить тебя снова, но если ты еще не был крещен, я крещу тебя во имя Отца и Сына, и Святого Духа»[6] и «Если ты был рукоположен согласно религиозному обыкновению, я не буду тебя снова рукополагать, но если ты еще не был рукоположен, я рукополагаю тебя в вышеназванный священный сан»[7].

Я не могу судить о том, что повлияло на Петра Ломбардского и Фому Аквинского. Оба жили в те времена, когда испанцы осваивали Испанию, а крестоносцы пытались освоить Святую Землю. Но их теория сущности сослужила добрую службу многим поколениям проповедников, избавив от лишних проблем.

Подписывайтесь на Nonnulli

Автор - Тимур Гусельников

Список источников в комментариях!