«Что с ним делать?»
Такой вопрос иногда задаёт себе, наверное большинство родителей. Кто-то чаще, другие — пореже.
Что делать с ребёнком, если он делает что-то неправильное, не делает правильное, никак не желает вписываться в какие-то наши рамки? Как изменить и ребёнка и положение вещей?
Самое забавное и парадоксальное заключается в том, что лучше всего не делать ничего. Ну, по крайней мере, а тех случаях, когда не идёт речи об угрозе жизни и здоровья ребёнка и окружающих.
И это не про вседозволенность, а про принятие.
Я недавно писала о том, что с принятия невозможности изменить себя обычно и начинаются изменения.
Мол, если ты хочешь начать бегать, чтобы иметь выносливое тело, и уже всё перепробовал, чтобы мотивировать или иным образом заставить себя выходить на пробежки каждое утро, стоит признать, что есть то, что мешает. Какая-то причина, которая неустранима по щелчку пальцев. Была бы устранима — давно бы бегал. И эта причина не менее важна, чем желание бегать и иметь выносливое тело. Признавая значимость этой причины, ты понимаешь, что стоит поискать альтернативы бегу. И начинаешь искать доступное. И начинаешь с этого. А хоть и с трёх кругов пешком по квартире. А потом вокруг дома. А там и до бега рукой подать. Или не подать, но если ты ежедневно проходишь сорок кругов по комнате, твоё тело будет выносливее, чем тело человека, который тратит энергию не на ходьбу, а на попытки заставить себя побежать. Если же воевать с самим собой, оно может и получиться. Но всякий раз будет переставать получаться, стоит тебе отвлечься на более важное здесь и сейчас. А может и не получиться, тогда энергия будет бесцельно потрачена на войну с собой.
Так вот: аналогично работает с детьми.
Если ребёнок себя ведёт неудобным для вас образом, стоит вспомнить о том, что быстро можно только поломать. О том, что настоящие изменения случаются медленно.
Можно, конечно, оторвать у распускающегося бутона розы чашелистики, чтобы ускорить процесс. Но эффект будет недолгим. Но если просто ждать, продолжая поливать и ухаживать, обращать внимание на любые изменения, однажды всё случится само собой.
Сосёт палец, отказывается самостоятельно одеваться и ходить на горшок, вопит на всю поликлинику, едва переступив порог, не желает учиться читать, дружит с теми, кто явно использует, зависает со смартфоном в руках, не читает, не моет за собой посуду, не знает, кем хочет быть и куда поступать, не готовится к занятиям, носит странную одежду, предпочитает пиццу домашнему супу, влюбляется в неподходящих, не делает зарядку по утрам... Список можно продолжать бесконечно. У каждого родителя своё. Здесь и сейчас.
Важно, что если что-то ребёнок делает так, а не иначе, игнорируя при этом твои увещевания, значит на то есть причины. Если не вышло убедить, если иногда ребёнок даже делает так, как ты говоришь, но потом всякий раз снова и снова скатывается в привычное, значит, причины весомые. Значит, невозможно изменить ребёнка или поведение не сломая. Иногда придётся не просто ломать, а разрушать до основания.
Но можно иначе. Можно признать существование причин. Необязательно даже их выяснять. Достаточно признать и уважать. Признать невозможность изменений.
Можно продолжать быть рядом, заботиться, замечать. Быть зеркалом. Возможно, иногда предлагать что-то. Не заставляя и не ломая.
Можно заботиться о себе, становясь сильнее. Настолько сильнее, чтобы не ломаться от того, что не вписывается в рамки. Можно обращать внимание на себя, пока то, что видится, как проблема, не перестанет быть больше тебя. Не ты внутри проблемы, а проблема у тебя. А может, и не проблема вовсе.
Тогда однажды получится заметить изменения.
Впрочем, чтобы перестать ломать других, хорошо бы сначала перестать ломать себя.