Найти тему

Как появился единый Бог? Кратко

Оглавление

Эту тему я буду разбирать очень детально и много. Но в данной статье опишу ключевые точки возникновения концепции единого бога постепенным и хронологическим погружением, опираясь на археологические источники и книги по данной тематике. (Возможно для многих какие-то вещи будут непонятны и вводить в состояние шока, в частности это касается глубоко верующих религиозных людей).

Это лишь верхушка айсберга!

Данную статью я подготовил, благодаря тщательному изучению множества материалов! Она важна для подготовки к глобальной теме на канале, которую я раскрою в других статьях! Поэтому прошу вас писать в комментариях ваше мнение и делиться с друзьями! Спасибо!

Как все возникло

Основа Авраамических религий берет свое начало далеко с корней Шумеро-аккадской мифологии. Но в этой статье я обращу внимание на период времени частично с Ассирии и Вавилонии, допленного иудаизма.

В XII веке до н.э. группа семитов из Египта принесла в Ханаан новое божество по имени Яхве, с которым произошло знакомство и заключение завета в Мидиане, где он был богом песчаной бури.

Бог Яхве (Саваоф) (Иллюстрация из открытых источников)
Бог Яхве (Саваоф) (Иллюстрация из открытых источников)

*Более раннее и малоизвестное имя бога - Иао. Это также первое упоминание имени Яхве, переданного в характерно египетской форме, в греческих источниках упоминаниях.

Существовали и левиты в Ханаане, которые влились в местное племенное объединение Израиль.

Новый бог Яхве вступил в традиционный Ханаанейский пантеон богов Израиля. В течении нескольких веков Яхве слился с образами двух главных богов пантеона - Элем и Ваалом. От Эла взял черты престарелого мудрого патриарха, отца богов и людей, а также его супругу Ашеру. Кстати название Израиля образовано от бога Эла, что в прямом переводе означает "Эл правит", а название столицы Израиля Иерусалима "Основание Шалима" образовано от имени сына Эля и Ашеры.

От Ваала Яхве взял образы победителя морской стихии, творца неба и земли, победителя смерти, бога громовержца и т.п.

Бог Эль (Иллюстрация из открытых источников)
Бог Эль (Иллюстрация из открытых источников)
Бог Ваал (Иллюстрация из открытых источников)
Бог Ваал (Иллюстрация из открытых источников)
Богиня Ашера (Иллюстрация из открытых источников)
Богиня Ашера (Иллюстрация из открытых источников)

Другие боги пантеона больше стали анонимными со временем, кроме таких богов как Мот и Решеф, что входили в Совет богов, служащих Яхве советниками, посланцами, войнами, судьями и т.д. В текстах Еврейской Библии они частично отождествляются с небесными телами (Воинством небесным) и как божества разных народов.

Особые в иудейском пантеоне зверообразные божества - керувы (херувимы) и сарафы (серафимы).

Керувы и сарафы (Иллюстрация из открытых источников)
Керувы и сарафы (Иллюстрация из открытых источников)

Иудаизм принял западносемитский космогонический миф о создании мира Богом грозы после победы над силами морской стихии ( Эпос "Энума Элиш" победа над Тиамат). Этот миф ясно отражен в Псалмах. Также каноническое отражение в жреческом повествовании из 1-й главы Книги Бытия носит следы демифологизации.

Важно! Космология Еврейской Библии и мировоззрение древних ханаанеян представляло мир в виде плоского земного диска, покрытым сверху твердым сводом и со всех сторон окруженный водой. На эту тему ведется много споров. Но суть концепции плоской земли объясняется климатом: облака спускались очень низко, дожди шли чаще, наводнения являлись обыденным циклом, особенно на реках Евфрат и Тигр (кстати, тогда там было четыре реки). Ещё Шумеры задолго до этого периода, и не только они, прекрасно знали, что земля имеет шарообразность. Кстати миф о потопе появился напрямую из шумерского эпоса «Эпос о Гильгамеше». Но обо всем этом будет отдельная статья.

Рисунок концепции плоской земли (Иллюстрация из открытых источников)
Рисунок концепции плоской земли (Иллюстрация из открытых источников)

По письменным и археологическим данным прослеживается то, что культ допленных евреев был подобно культу их соседей и современников, иконическим - то есть представление чего-либо на основе увиденного.

Иудейские боги почитались в образах людей, животных (быка, другими словами - тура), каменных столпов, священных деревьев (культ Ашеры), и т.п. Изображение Яхве и других богов имелись в святилищах и храмах Самарии и Вефиля.

Из библейских текстов можно восстановить мифы у допленных евреев об их происхождении от союзов между людьми и богами, о женитьбе прародителя еврейского народа Иакова-Израиля на дочерях Лунного бога, и о происхождении колена Иудина от союза между праотцом Иудой и богиней Ашерой, которые восходят к ритуалу священного брака. Сыновьями бога (сначала Эла и Ваала, потом Яхве) и богами считались в допленном иудаизме и цари Израильского и Иудейского царств. Уже в послепленную эпоху тексты с подобными воззрениями были переосмысленны в духе мессианизма (" - религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, призванного установить справедливость, мир, покой на земле. Мессианизм встречается в ряде мировых религий, является характерной чертой авраамических религий"), развившегося у евреев под зороастрийским влиянием.

Важную роль в допленном иудаизме играл обрядовый женский и мужской блуд, где местом занятия был Иерусалимский храм. Блуд являлся обязанностью священнослужительниц богини Ашеры, которые занимались пророчеством и общались с мертвыми, и пророков Яхве. В религиозной иерархии, по наблюдениям Исайи и Михея и других, такие люди имели высокое место. Да и мертвые предки почитались как боги и это также было религиозным культом.

Важным было и жертвоприношение детей в честь Яхве. Это случалось в случае войны или других бедствиях, а также с целью гадания. Их наследием в современном мире являются обряды обрезания и выкупа первенца.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Подходим ближе к сути. О единстве боге!

Реформы царей Езекии (кон. VIII в. до н.э.) и Иосии (кон. VII в. до н.э.) в духе аниконической монолатрии (поклонение единственному богу без использования священных образов) оказывается вымыслом. Многочисленные археологические и письменные источники показывают, что религия Иудейского царства до его завоевания вавилонянами в 586 году до н.э. оставалось традиционным иконическим политеизмом (многобожие по образу и представлению). Если царь и реформировал иудаизм, то это был Навуходоносор. Движение еврейской религии в сторону поклонения в единственного бога началось после катастрофы вавилонского завоевания и закончилась спустя несколько столетий после.

Сначала появился запрет на почитание других богов, кроме Яхве и на почитание священных изображений яхве. При этом само существование других богов не отрицалось. Яхве продолжал представляться человекообразным телесным божеством, которое либо постоянно пребывает на небесах, либо прибывало в Иерусалимском храме до его разрушения и в конечном итоге в него вернется, чтобы пребывать в нем всегда.

Суть еврейской послепленной религии

Евреи должны соблюдать завет, за которое Яхве дает им в пользование землю Израиля и наделяет разными благами (вспоминаем Ветхий Завет). За нарушение закона Яхве карает еврейский народ всевозможными материальными карами и в качестве крайней меры изгоняет его из земли Израиля (с моментом возвращения в случае покаяния). Крайним наказанием для человека является смерть. Загробных наград и воздаяний не предполагалось. Загробный мир являлся местом вечного пребывания теней всех людей, независимо от их поведения при жизни. Воскресение мертвых присутствует только в качестве отдаленных отголосков ваалистской мифологии, либо в поздней Книге пророка Даниила - как отражения зороастрийского влияния.

Моральный монизм религии

*Монизм - сведение к единому началу.

В раннем послепленном иудаизме Яхве рассматривался как внеморальная сила и источник одновременно добра и зла:

«Зиждитель света и творец тьмы, создатель добра и творец зла — я, Яхве, создатель всего этого» (yoṣer ’or uḇore ḥošeḵ «ośe šalom uḇore ra» ’ani yhwh «ośe ḵol-’elle) (Ис. 45, 7) (ср. синодальный «перевод»: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это»); «Не из уст ли Вышнего исходят зло и добро?» (mippi «elyon lo teṣe ha-ra‘ot wə-ha-ṭoḇ) (Плач. 3, 37–38) (ср. синодальный «перевод»: «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?»); «Всё сделал Яхве по своему замыслу — даже злодея на день зла» (kol pa‘al yhwh lamma‘anehu wəgam raša» ləyom ra‘a) (Притч. 16, 4) (ср. синодальный «перевод»: «Всё сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдёт на день бедствия»); «Бывает ли в городе зло, которое сотворил не Яхве?» (im-tihye ra‘a ḇə‘ir w-yhwh lo «aśa) (Ам. 3, 6) (ср. синодальный «перевод»: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?») и др.

Бог Яхве (Саваоф) (Иллюстрация из открытых источников)
Бог Яхве (Саваоф) (Иллюстрация из открытых источников)

В Еврейской Библии отсутствуют такие существа как злые духи и демоны, противостоящие Яхве. Творящие зло существа унаследованы из традиционной ханаанейской религии (ранее упомянутые Мот и Решеф), или другие, представляющие различные беды (Мор, Язва, Голод, Меч и т.д.), являются слугами, посланцами или "Ангелами зла" Яхве, которых он использует для наказания Израиля и других народов.

В эпоху Второго храма иудеи попали под влияние морально дуалистического (состоящее из двух элементов) зороастризма, они стали перетолковывать библейские тексты в его духе, "обнаруживая" там враждебные благому Яхве злых божеств в тех образах, которые изначально были всего лишь его служителями или вообще сторонними понятиями (Сатана, Мастема, Велиал, Люцифер и т.д).

Тенденция к монотеизму постепенно вела к отказу от антропоморфизма (Небольшое упоминание! Серуфимы и херувимы, которые являлись слугами Яхве в виде существ сфинксов, звероморфов и т.п, позднее образы этих существ и их нарративы изменили и переписали), что прослеживается в переводе Септуагинты.

Вывод

Монотеизм (Вера в Единого Бога) - является философской концепцией, разработанной в основном греческими философами классической эпохи. Монотеистическое усвоение традиционной религией происходило посредством осмысления младших Богов пантеона как особой категории существ — «ангелов», природа которых не божественна (ранее младшие Боги назывались «ангелами» лишь в силу исполнения ими обязанностей посланцев или вестников старшего бога). Христианство пережило такое осмысление уже на раннем этапе, в силу своего распространения в греческой среде, а также под влиянием зороастризма. В иудаизм же оно стало проникать лишь с VIII в. н. э. через арамейско-арабское христианско-исламское посредничество. По этой причине, вопреки общепринятому мнению, иудаизм стал монотеистическим не первым, а последним из мировых религий.

(Дополнение. Есть интересное наблюдение, что человек все равно внутренне верит во что-то единое высшее - разум или создателя творца, словно это входит в его программу, независимо от того, знал он что-то о других богах или нет. Но на эти темы я напишу другие статьи. Поверьте, ещё будет много интересного).

Подписывайтесь на канал! Делитесь своим мнением в комментариях, буду признателен!

#история древнего мира #боги #религия и наука #иудаизм #христианство #общество и религия #психология #атеизм #история #археология