Thirsty Sword Lesbians — это настольная ролевая игра на движке PbtA, выпущенная в июне 2021 года студией Evil Hat Productions в сотрудничестве с Gay Spaceship Games.
Основные темы, которые поднимает игра, — принятие себя и других, любовь, которая может расцвести хоть на поле боя, и борьба за свободу и справедливость. Разумеется, всё это связано с квир-тематикой, так что ваши герои вряд ли будут гетеросексуальными цисгендерными белыми мужчинами: такие в большинстве случаев просто не впишутся в основные конфликты, которые чуть ли не основываются на том, что персонажи игроков — представители меньшинств.
Авторы не называют своих источников вдохновения в книге, но в контексте поднимаемых проблем можно обратить внимание на Steven Universe или She-Ra and the Princesses of Power: система правил позволяет напрямую водить кампании по этим вселенным, однако подробнее об этом я расскажу позже.
В плане игромеханики авторы явно вдохновлялись «Масками» и Monsterhearts, поэтому тут присутствует серьёзный уклон в саморефлексию и эмоциональные переживания. Это же приводит к тому, что в игре нет механики физических повреждений. Вообще никакой. Есть состояния, перекочевавшие напрямую из «Масок», и это всё, что касается какого-либо урона. Тут важен не сам факт получения удара, а, скорее, то, что персонаж чувствует в зависимости от того, кто и зачем этот удар наносит.
Отдельно стоит отметить, что в книге довольно подробно рассказано про различные инструменты безопасности на игре. X-Card, Lines and Veils — это всё здесь есть, и, более того, с ними связан один из способов получения опыта — сама механика подталкивает участников эти инструменты использовать.
Как играть?
В игре есть пять характеристик:
Daring — показатель так называемых двигательных навыков и силы, как физической, так и личностной.
Grace — показатель элегантности, ловкости и координации.
Heart — местный аналог харизмы, показатель эмоциональной проницательности и способности выражать свои чувства и мысли правильно.
Wit — показатель ума, смекалки и знаний.
Spirit — показатель метафизических сил и некой цельности, чистоты, силы воли.
Здешние характеристики — не ярлыки из «Масок», потому они по большей части остаются стабильными на протяжении всей игры. Есть ходы буклетов, которые повышают некоторые из них, но это уже совсем другая тема.
Помимо характеристик, у каждого персонажа есть состояния: злость, напуганность, вина, отчаяние и неуверенность. Каждое из состояний даёт штрафы к определённым базовым ходам, а если каким-то образом получилось пометить все пять и на персонажа должно воздействовать шестое, он оказывается побеждён и не участвует в действии до конца сцены.
Из Monsterhearts в эту игру перекочевала механика нитей, которые отражают знания и влияние на персонажа. Если у героя есть нити, которые связывают его с персонажем другого игрока, то он может их потратить, например на то, чтобы повлиять на результат проверки: либо прибавить, либо вычесть итоговое значение. Обычно на конец фазы создания персонажей у каждого героя есть хотя бы по одной нити, которая связывает его с каждым другим персонажем в группе.
Минутка критики
Несмотря на то что в целом у меня мало претензий к игре, мне не очень понравился один конкретный ход: ход боя.
Как можно заметить, здесь ведущий выбирает пункт за противника даже при полном успехе. Не игрок выбирает, каких последствий он избежит, а именно ведущий. Однако такая формулировка хода очень хорошо работает в конфликтах между персонажами игроков, так что, возможно, авторы уповали на это. Хотя, с другой стороны, в книге есть подробная варьируемая механика боя, которая как раз лучше бы подошла для сражения между героями.
Подробно о буклетах и ходах
Буклеты в этой игре достаточно любопытны: почти у каждого есть какая-то уникальная механика, которая работает по-своему и при этом выражает основной конфликт буклета. К примеру, у зверя — персонажа, что подавляет свою внутреннюю натуру, которая мешает ему влиться в общество, — есть шкала дикости со значениями от 0 до 4. Эта шкала повышается на 1 каждый раз, когда персонаж шокирует окружающих или когда демонстрирует сильные эмоции, которые общество призывает скрывать. Каждый раз, когда герой ощущает, что его звериная натура навредила кому-то важному для него, или когда он идёт на некомфортное для него взаимодействие, чтобы влиться в общество, эта шкала понижается на 1. Если шкала опускается до нуля, персонаж теряет доступ ко всем ходам из своего буклета, пока не поднимет шкалу хотя бы до единицы. Если же шкала поднимается до четырёх, то герой больше не может сдерживаться и принимает свою истинную форму.
В каждом буклете прописаны так называемые истины сердца и клинка — два хода, которые указывают, как использовать определённые ходы в определённых ситуациях. Конкретно первый пункт относится к ходу поражённости/влюблённости, а второй даёт дополнительные вопросы к ходу понимания личности во время физического конфликта.
Сам ход поражённости — своеобразное отражение чувств персонажа по отношению к другому. Объявить, что герой поражён другим персонажем, можно когда угодно, но это обязательно должно происходить по желанию игрока — ни одна механика в игре не может заставить героя это сделать. Как только игрок объявляет, что поражён другим персонажем, он должен ответить на вопрос из своего буклета, приведённый в разделе истин сердца и клинка как раз на этот случай. К примеру, зверь должен ответить на вопрос: «Что ты сделал такого, что, по твоему мнению, воспринимают не так, как должны?»
Разумеется, это не высечено в камне: если игрок считает, что вопрос его буклета не подходит персонажу, то с позволения ведущего можно этот вопрос заменить на более подходящий.
Такие ходы, даже самые мелкие, помогают сформировать определённое мелодраматическое и напряжённое настроение, смешанное с ярким и интересным действием. Взять хотя бы ход «Наконец-то поцеловались в опасной ситуации»: когда персонажи целуются после периода напряжения, каждый из них получает +1 ко всем проверкам, направленным на то, чтобы добраться до безопасного места и защищать других, до конца сцены. При этом, чтобы ход сработал, поцелуй должен быть добровольным со стороны всех участников.
А где и кого мы играем?
Правила этой игры довольно абстрактны, особенно для PbtA, и отражают скорее общие тропы драматичных экшенов про квир-персон. Это даёт возможность создавать истории во множестве вселенных и не требует особенной доработки механик. К примеру, играть по Steven Universe можно вполне себе прямо «из коробки»: для того, чтобы создать интересную историю про Самоцветы, не потребуется ничего особенного. Разве что, возможно, понадобится дописать правила для фьюза, но это вообще необязательно.
Создатели игры определённо понимают, что их игра довольно абстрактна, и потому в книге приведены целых шесть больших игровых миров и шесть небольших стартовых зарисовок. При этом набор достаточно интересный: там найдётся и киберпанк, и космоопера, и даже фэнтезийная кофейня. В общем, тут есть по чему играть, и это замечательно. Но книга допускает и традиционное для PbtA совместное создание мира перед игрой.
Разумеется, тут есть и условности, которым рекомендуется следовать, но их не то чтобы очень много.
Игра должна проходить в условиях, где бой на мечах может закончиться поцелуем и где ведьма может набираться сил, помогая другим обрести любовь, — проще говоря, в вашей истории будет хватать и экшена, и любовных перипетий.
Персонажи игроков начинают игру в сообществе, которое благосклонно к ним относится и принимает их, будь это целая планета, рыцарский орден или же просто какое-то сборище, к которым принадлежат протагонисты. Если игроки того захотят, в мире игры могут существовать различные формы угнетения и дискриминации, но не в их родном сообществе.
Как научиться создавать захватывающие любовные драмы на мечах?
Раздел ведущего в книге достаточно стандартен для PbtA, но в нём всё же заметен индивидуальный подход. С одной стороны, читателя ждут те же принципы и ходы ведущего, с другой — советы, которые подскажут, как обыгрывать определённые ситуации и элементы в истории, например любовные треугольники. Помимо этого, в книге имеются рекомендации, которые касаются счётчиков и помогут задать нужный тон приключениям, — словом, раздел для ведущего здесь довольно внушительный и, что самое главное, понятный. Ведущий — новичок в PbtA здесь совершенно точно сможет разобраться.
Помимо советов, принципов и ходов, в этом разделе есть несколько вариантов правил; кроме того, в кратко описанных миров и стартовых зарисовках тоже имеются свои дополнительные правила, которые стоит учитывать.
Что насчёт квир-тематики в книге?
Тут её достаточно много, поскольку на ней сосредоточен главный фокус игры. Однако авторы уважительно относятся к тем, кто не разбирается в этом вопросе, поэтому в конце книги приведён глоссарий основных понятий — на тот случай, если вы не знаете, кто такие небинарные персоны или что такое пансексуальность.
В целом получается, что эта игра вполне подойдёт случайному человеку, который не против квир-тематики и, может, даже хотел бы погрузиться в неё. Игра довольно простая: раздел ведущего прописан настолько тщательно, что даже новичок сможет провести свою первую историю и не растеряется — если, конечно, будет внимательно читать.
Thirsty Sword Lesbians — отличная игра, вполне справедливо занимающая свою особую нишу. В неё явно будет играть не каждый — по разным причинам. Однако я рекомендую хотя бы попробовать. Это игра про чувства, любовь, приключения и мечи — не самое частое явление в нашем хобби. Поэтому дайте ей шанс. Вряд ли вы пожалеете.
******
Автор статьи — SweetSol, автор паблика «Солонка со сладкой солью».
Рыжий Библиотекарь может быть не согласен с позицией и выбором лексики автора, но уважает его свободу.
Статья создана при поддержке попечителей Незримой библиотеки, в том числе Константина Трачука — ведущего паблика «Вторая редакция».
Если вам есть что сказать о настольных ролевых играх, присылайте Библиотекарю свою статью и, если она хороша, заработайте на этом!