Те, кто родился и вырос в Советском Союзе, наверняка помнят узбекскую группу «Ялла». Ансамбль очень отличался от других музыкальных коллективов той поры. Цеплял экзотическими мелодиями и особым восточным шармом. А еще эта группа запомнилась песней «Три колодца», которая так и осталась самым известным хитом в ее репертуаре. Интересно, что написана она была всего за один день. А потом попала на целый год под запрет.
Поселок, которого не было
Учкудук (с узбекского действительно переводится как «три колодца») – это название населенного пункта в Узбекистане. Когда-то он был закрытым поселением для геологов, которые разрабатывали месторождение урана. И в поселке действительно были вырыты три колодца. Вода из первого колодца использовалась для питья и приготовления пищи. Из второго брали воду, чтобы помыться. А третий использовали для технических нужд.
Урановые месторождения тогда имели важное стратегическое значение. Поселок был засекречен. Говорят, он даже отсутствовал на картах республики. Но в конце 70-х годов геологический поселок вырос в целый промышленный город, получил соответствующий статус и стал открытым. Причем, Учкудук открыли настолько, что туда приехала с гастролями группа «Ялла». Во время тех гастролей и появилась та самая песня, которая прославила и город, и ансамбль на всю страну, и является «визитной карточкой» группы по сей день.
Хит, написанный за два часа
Для гастролей по городам Узбекистана музыканты подготовили новую программу, сделали яркое красочное шоу. На помощь даже пригласили режиссеров из Москвы. Среди столичных гостей был и известный поэт-песенник #Юрий Энтин И вот вся эта честная компания приехала с концертами в Учкудук.
Промышленный городок посреди пустыни произвел на советского поэта неизгладимое впечатление. Московский гость пообщался с местными жителями, узнал много интересного об истории города, о значении слова «учкудук», о тех самых колодцах. А потом увидел районы, оцепленные колючей проволокой и охраняемые вооруженными людьми. За оцеплением работали заключенные.
После прогулки по городу в голове у Энтина сами собой сложились строчки, которые он в течение часа перенес на бумагу. Готовый текст мэтр тут же показал художественному руководителю и солисту ансамбля «Ялла» Фарруху Закирову. Музыкант прочитал стихи, взял гитару и буквально за сорок минут сочинил мелодию. Тем же вечером группа исполнила новую песню на концерте. Публика ликовала! Простые и душевные стихи, в которых читалось уважение к древней культуре, красивая мелодия с восточным оттенком тут же нашли отклик в сердцах публики.
Женщины и девушки осыпали артистов цветами. А мужчины после концерта пожимали музыкантам руки. У многих в глазах блестели слезы. Восторг местных жителей можно было понять. Их родной город даже не обозначили на карте. А тут известная в Узбекистане группа написала про #Учкудук целую песню. По сути, композиция стала первым упоминанием города в публичном пространстве.
Прогремели на весь Союз
Фаррух Закиров быстро оценил потенциал песни и решил готовить ее на всесоюзный конкурс «Песня года». Хотя до этого группа планировала там выступать совершенно с другой композицией. Во время одной из репетиций ансамбля в Ташкенте, в зал вошла целая делегация высоких партийных чиновников во главе со вторым секретарем ЦК Компартии Узбекистана Леонидом Грековым.
Республиканские начальники захотели послушать, чем порадуют их земляки на конкурсе. И вдруг на той самой композиции руководители оживились. «Песня про Учкудук? – возмущенно переспросил Греков своих подчиненных. Совсем недавно это был закрытый режимный городок. И вдруг какой-то ансамбль вздумал его прославить на весь Союз. Непорядок! Возмущения руководства оказалось достаточно, чтобы композицию на целый год положили под сукно.
Неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы «Учкудук» не услышал тогдашний председатель Центрального телевидения Сергей Лапин. На свой страх и риск он приказал запустить песню в эфир. «Три колодца» стали звучать из каждого окна. Запрещать ее уже не имело смысла. С тех пор песня зажила собственной жизнью и продолжает жить до сих пор.
Как позже вспоминал Фаррух Закиров, через много лет ему довелось лично пообщаться с Грековым. Музыкант спросил и о той самой песне. Но бывший партийный деятель уверял, что и не думал ее запрещать, и что его, мол, неправильно поняли. Как обстояло дело в реальности, сегодня мы вряд ли узнаем. Но ясно одно. Когда советские начальники на местах открывали Учкудук, они совсем не рассчитывали на то, что о нем напишут песню. И уж точно не предполагали, что песня о бывшем поселке, где когда-то добывали уран, прогремит на всю страну.
Читайте, почему песня «Подмосковные вечера» не понравилась партийным чиновникам.
А также ставьте лайк, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.