Для начала. Исламский мир стараниями западных СМИ давно демонизирован. Стоит человеку с бородой и восточной внешностью показаться на улице и к нему тут же будет приковано пристальное внимание. Мы из публикации в публикацию будем повторять, что Ислам и исламизм это не одно и то же. Искусственно выведенные на Западе и прежде всего в США экстремистские организации, постепенно теряют силу и на их место приходят разного рода исламские "революционеры" типа талибов и исламские республиканцы. Для начала проведём классификацию основных политических сил в исламском мире.
- Экстремисты - радикалы. Это довольно многочисленные группировки, порой конкурирующие друг с другом, находящиеся под "колпаком" западных спецслужб, в первую очередь ЦРУ но поддерживающие контакты и с арабскими монархиями.
- Мусульмане - республиканцы. Это довольно многочисленная группа стран придерживающаяся комбинированных исламско - западных политических воззрений, во главе с Турцией и другими странами в которых нет монархий.
- Исламские монархии такие, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, это страны которые придерживаются довольно радикальных религиозных и традиционных политических взглядов.
Разница идеологий.
Ваххабизм возникший в Саудовской Аравии не без влияния британцев, стал ведущей религиозно - политической доктриной в арабских монархиях. Вообще стоит отметить, что идеи модернизации Ислама от Мухаммада Абдель Ваххаба и его последователя Аль Сауда Абдельазиза, использовались, как таран для разрушения Османской империи, когда Аль Сауд и его сторонники противопоставили идее мусульманского единства под эгидой султана (он же халиф) Османской империи, личностное восприятие Ислама под контролем своих проповедников. Эта история имеет важное значение в наши дни ибо в недавнем временем СМИ поддерживающие нео - османский курс руководства Турции заостряли на этом внимание. Но при этом мы наблюдаем очень интересный момент, что второе по значимости движение (но более молодое) "Братья мусульмане", долгое время пользовались поддержкой Саудовской монархии. Разрыв между ваххабитами и "Братьями мусульманами" на наш взгляд произошёл в тот момент, когда последние встали на республиканскую политическую платформу.
Коалиции.
Приход к власти Мурси (Братья мусульмане) в крупнейшей стране Ближнего Востока - Египте, создавал мощнейшую в регионе коалицию Турция - Египет - Катар. Им противостояли Саудовская Аравия, Иордания и ОАЭ. Последние страны являлись фаворитами во внешней политике США. Свержение Мурси и приход к власти в Египте ставленника саудовской коалиции Сиси, привёл в ярость турецкое руководство. Обе коалиции померялись силами в Ливии, где на наш взгляд Турция и Правительство национального согласия Ливии (признанное ООН) одержали убедительную победу. В ходе противостояния в Восточном Средиземноморье, коалиции вышли из рамок религиозных конфессий, и Саудовская коалиция получила в союзники Грецию и Францию, а также Израиль. Более того, США де факто встали на сторону саудовской коалиции, это было ещё при Трампе, а главную роль в этой истории сыграл зять Трампа - Кушнер. Который блистательно провёл сделку по примирению Израиля и членов Саудовской коалиции. Турция и Катар потеряли в Египте и деньги и экономические проекты и влияние. В самом Катаре тоже происходили изменения когда шейх Катара Тамим бин Хамад аль-Тани был смещён в престола, сам престол оказался занятым наследным принцем. Правда отношения Катара и Турции нисколько не испортились и то, что экономика Турции до сих пор на плаву во многом есть заслуга Катара. В настоящее время Египет является ключевым игроком в нормализации межгосударственных отношений на Ближнем Востоке.
Причины поспешной нормализации отношений между коалициями.
Этот год ознаменовался снятием эмбарго с Катара, которое было наложено на него саудовской коалицией из за действий "Братьев мусульман" и его роли в египетских и ливийских событиях. Главной причиной нормализации отношений между арабскими странами стал предполагаемый уход США из региона и возможный грядущий финансовый шторм предрекаемый финансистами в 2022 - 2023 годах. Ближний Восток может лишиться мощной подпорки в виде США и есть опасение, что рухнет не только политическая но финансовая архитектура региона. Отчасти из за этого, страны региона стали налаживать отношения с Россией. Это касается и Турции. Если предположить, что в результате финансового шторма цены на нефть в очередной раз полетят вниз, то при наличии общего рынка от Марокко до Пакистана и границ с Китаем, этот удар финансовой стихии можно как-то сдержать или сгладить. Политические позиции Турции в регионе оказались ослабленными, что заставляет Анкару сесть за стол переговоров. Турция заинтересована в инвестициях со стороны монархий и такие переговоры уже ведуться. Делегация ОАЭ встретилась с представителями правительства Турции.
Шейх Тахнун бин Зайед Аль Нахайян, советник по национальной безопасности семьи Аль-Нахайян, руководивший ОАЭ, прибыл в Анкару и встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. После этой встречи 18 августа шейх Тахнун встретился с королем Иордании, президентом Египта и эмиром Катара соответственно. Президент Эрдоган заявил, что встреча с советником по национальной безопасности шейхом Тахнуном бин Зайедом Аль Нахайяном носит экономический характер, а не политический характер: "у него очень серьезные инвестиционные цели, есть инвестиционные планы. Я верю, что очень скоро ОАЭ войдут в серьезные инвестиции в нашу страну.
Последовательное поражение дружественных Турции партий, в Марокко и Тунисе, а также отрицательный прогноз по восстановлению позиций "Братьев мусульман" в Египте не оставляют надежд для турецкого руководства в том, что можно далее продвигать свои интересы через управлением политическим процессом в этих странах.
Помехи в нормализации отношений.
Для Египта, как ключевого игрока, главной проблемой является Ливия и нахождение там турецких войск (более в виде ЧВК и военных советников) также Египет добивается выдачи 15 членов "Братьев мусульман" с египетским гражданством проживающих в Турции (всего членов "БМ" в Турции тысячи и тысячи). Но эта помеха устраняется. Анкара начинает понимать, что бесконечная эксплуатация "Братьев мусульман" не приносит желаемой цели. Потому налаживание отношений с Египтом и его союзниками выглядит, как нельзя более реалистично. Даже палестинский вопрос, на котором споткнулись турецко - израильские отношения сейчас не выглядит так остро и Эрдоган готов к нормализации отношений с Израилем (без которой мир на Ближнем Востоке не возможен) ради будущих энергетических проектов. Даже в пресловутом сирийском вопросе наметился "свет в конце тоннеля". Сирия нужна обеим коалициям для нормализации транспортного сообщения в регионе. Потому вполне возможно, что обе коалиции смогут договориться об этом не с Россией а напрямую с Асадом. Тем более,что есть информация, что такие консультации ведуться на уровне разведок. Точно, также должна решиться и Иранская проблема. Если Асад хочет нормализации ситуации, как в политике, так и в экономике ему придётся, каким-то образом решать вопросы с "Хезболлой".
Последствия нормализации отношений для участников сделки.
Самым логичным последствием, нормализации отношений в ближайшей перспективе может быть нормализация ситуации в Ливии и в Восточном Средиземноморье. В частности проект газопровода East Med может быть реализован равно, как и совместная эксплуатация сторонами газовых месторождений Восточного Средиземноморья. Как в данном случае будет учтена роль Греции вопрос сложный но мы вернёмся к нему в других статьях. Страны региона получившие серьезные удары от военных действий и недавней (или длящейся) пандемии смогут создать устойчивую экономическую структуру региона и запустить рост экономики. Но есть главный фактор который упускают практически все политические обозреватели специализирующиеся на Ближнем Востоке. Победа Турции на Южном Кавказе и нейтрализация Армении (которой предложено нормализовать отношения, а де факто начать процесс интеграции в общее экономическое пространство) позволяет создать общий экономико - политический регион от Марокко до Пакистана и впервые в мировой истории произвести глобальную интеграцию исламских стран. Локомотивом подобной интеграции должна стать Турция, которая навсегда рассталась с мечтами о европейской интеграции и в самой стране всё громче звучат голоса евразийцев. Турция подобно России разочаровавшись в западных либеральных ценностях, рассматривает себя, как имперскую евразийскую державу, но в отличие от России более погружённую в Азию нежели в Европу. Турция может стать тем инструментом в глобальной мировой политике, при помощи котрого будут разрушены барьеры между Европой и Ближним Востоком, включая Центральну и Южную Азию, что позволит наладить свободное движение инвестиций и капиталов, а также технологий, что в свою очередь может навсегда изменить геополитическую картину мира. Исламский мир очень долгое время страдал пост - колониальными комплексами и болезнями, наступило время, когда всё может измениться в лучшую сторону, как для исламских стран, так и для мировой политической системы в целом.