Девочку считали очень талантливой. Пошла в школу в шесть лет. Училась лучше всех. Примерно лет в десять прочитала толстые романы великой русской литературы. Затем стала поглощать книги зарубежных авторов. Она легко запоминала стихи. И цитировала к месту.
Сформировался замечательный литературный слог. Она писала легко и радостно.
Родители все видели, все понимали. Поэтому не нагружали ее домашней работой: учись, деточка.
Да и загружать было бесполезно, потому что девочка с рождения оказалась неспособной что-либо делать по быту. У нее все из рук валилось, как у малого ребенка. Книжки читать – пожалуйста. И рассуждать о прочитанном.
Конечно – филфак университета. Получила красный диплом. Университетскую программу усвоила блестяще.
После отправилась в Питер – в аспирантуру. Поступила, конечно, сразу. Тема исследования что-то из русской литературы. Какие-то небольшие поэмы.
Талант есть талант. И она первой на всем курсе защитила диссертацию. Казалось – впереди блестящая научная дорога.
Но она вернулась в родной город и занялась преподаванием. Работа не нравилась, но надо же зарабатывать на жизнь.
Ее привлекало искусство. В частности, театр. И она начала сочинять пьесы. Одну даже поставил какой-то театр. Далее почему-то не сложилось.
Вышла замуж, но в браке прожила всего месяца два. Мужу не понравилась ее бытовая беспомощность. Она умела только одно: кофе заваривать. И отрезать хлеб – небольшими кусочками. Могла сделать бутерброд с маслом. На этом ее умения заканчивались.
Главное, что ей не нравился быт. И заниматься им не хотелось. Поэтому с мужем и расстались.
Поселилась в доме родителей. Папа у нее директор школы. Мама кандидат наук по научному коммунизму.
Когда рухнул СССР, мама оказалась не у дел. Но она не огорчалась, что работу потеряла: пенсия была. Но сам факт, что все рухнуло, в частности – дело, которому служила, подорвало психическое здоровье. Случилось непредвиденное: голова отказала. Вдруг. И муж с талантливой дочерью за ней ухаживали. Вернее, муж. А дочь сочувствовала.
Дальше – больше. Мать наконец-то отмучилась. Начал болеть отец. Он быстро состарился. И угас. Последовал за женой – туда, откуда нет возврата.
Дочь осталась одна. Подошло время выйти на пенсию. Ушла, не раздумывая. И засела дома, чтобы листать старые книги.
Квартира постепенно превращалась в сарай. Потому что умная женщина не мыла пол. Ей и в голову этого не приходило. Она могла только помыть чашку из-под кофе.
Недалеко от дома была столовая. И она ходила туда за едой. Приносила домой и разогревала. Этому она научилась. Хотя иногда забывала выключить газ. Тогда приходилось выбрасывать уголечки в помойное ведро. И заваривать кофе.
Случилось так, что она начала пить. Попробовала - ей понравилось. На душе становилось легко и радостно. И в такие минуты она звонила всем знакомым. И смеялась. Сверкали перлы остроумия. И юмора.
Но это продолжалось недолго. Потому что увеличила дозу. И звонила знакомым. Только остроумия уже не было. А было тягостное нездоровое мычание.
Знакомые пугались и отключались. Все, конечно, понимали, что она спивается.
Высохла, почернела и сгорбилась. Постарела. Перестала читать. Открывала спиртное вечером. Сидела почти до утра. Затем спала. После обеда с трудом выходила в столовую за едой. И в винный магазин.
Катастрофа приближалась неотвратимо.
Женщину заметила молодая продавщица в винном отделе. И с тревогой замечала, что та гибнет.
Как-то, принимая от нее деньги, сказала: «Извините, пожалуйста. Но вы очень похожи на мою покойную маму. Я когда вас в первый раз увидела, то испугалась. А затем дома плакала. Только моя мама не пила».
Слова резанули по сердцу. Она все-таки была талантливым и умным человеком, который хорошо чувствует все движения души. Слова девочки были как вспышка света. Поблагодарила хриплым голосом. Отказалась от покупки.
Закончила свой век тихо. Хотя бы не в пьяном угаре. Хотя бы так.
Что такое опора в жизни? Есть ли она и где ее искать?
Умная и талантливая. Промелькнула по жизни – и улетела.