Найти тему
com-drive

ГАЗончики в Беларуси «нулевых» - время, когда авто снимали еще на пленку

Когда говорят, что в России в 2000-х можно было встретить на дорогах ГАЗ-51, вопросов нет. А вот когда тоже самое слышишь про Беларусь, возникают сомнения. Откуда в стране, еще в начале 90-х начавшей пересадку на иностранный «секондхенд», могли взяться живые раритеты? Да к середине «нулевых» они должны были вымереть как класс!

Тем не менее беспристрастная фотосьемка утверждает обратное. ГАЗоны всех мастей к середине «нулевых» если и не составляли основу грузового трафика, то уж точно не являлись экзотикой белорусских «автострад». Особенно, когда речь заходила о различных госорганизациях, финансирование которых всегда оставляло желать лучшего.

Частники и организации грузились с одних и тех же складов
Частники и организации грузились с одних и тех же складов

Впрочем, будем честными – ГАЗ-51 в Беларуси к тому времени реально практически вымерли. Те немногие сохранившиеся экземпляры либо стояли в виде памятников перед теми или иными предприятиями, либо ржавели на задворках в ожидании порезки на металлолом.

Однако тех, кто был готов отбросить лень и побродить не по столичным улицам, а отъехать хотя бы на 30 км от Минска ждала настоящая награда. К примеру, в одном из хозяйств минской области долгое время эксплуатировался загрузчик сеялок на шасси ГАЗ-51. А что, работа разовая, круглый год кататься не надо – почему бы не сохраниться в хорошем состоянии?

АС-2УМ на шасси ГАЗ-51А - часто вы встречали их в жизни?
АС-2УМ на шасси ГАЗ-51А - часто вы встречали их в жизни?

По идее, не в пример больше должно было сохраниться вездеходов ГАЗ-63. Просто потому что большое их количество находилось на базах хранения ВС Беларуси. И по логике, как только их начали снимать с консервации, они должны были просто заполонить белорусские «направления». Но не тут-то было.

Нет, естественно, какое-то число этих машин попало в частные руки, но про массовость речи не шло. Если и попадались полноприводники на глаза, то либо на вышеупомянутых базах, либо уже в виде «заброшек».

Но если машина все же попадала в хорошие руки, то она могла жить чуть ли не вечно. Вместо всепогодной, но совершенно неудобной для повседневной эксплуатации военной «будки» на шасси монтировалась открытая бортовая платформа. И после этого «шестьдесят третий» бодро колесил по городам и весям, распугивая нежные иномарки своим воинственным видом.

ГАЗ-63 в Гомельской области – контраст на фоне «Фольксвагенов» на заднем плане
ГАЗ-63 в Гомельской области – контраст на фоне «Фольксвагенов» на заднем плане

Понятно, что следующее поколение «газонов» уже было не редкостью. Его выпускали аж до января 1993 года. Поэтому самым новым машинам на момент съемки едва 10 лет исполнилось. Но среди массы однотипных машин можно было встретить и дивные экспонаты, которые обычно встречаются в каких-либо справочниках, а никак не на улице.

Очень эффектно смотрелись в то время колонны однотипных «газонов». Глянешь – о, кто-то старье на свалку гонит! А присмотришься – нет, просто парни едут на работу. На тот момент парк, состоящий сплошь из автомобилей советского наследия, уже вызывал удивление.

АЦЖР-2,5-53А на шасси ГАЗ-53А для перевозки живой рыбы
АЦЖР-2,5-53А на шасси ГАЗ-53А для перевозки живой рыбы

Валом было на дорогах и вездеходов ГАЗ-66. К середине «нулевых» их только-только окончательно сняли с производства. Да плюс вышеупомянутая «расконсервация». В общем, «шишиги» были постоянными участниками движения везде и всюду. И в отличие от «пятьдесят троек», на полноприводниках в основном стояли «будки» цвета «хаки» - однотипные и нагоняющие тоску.

Поэтому даже открытая бортовая платформа вызывала прилив эмоций. А уж если в кузове еще что-то было смонтировано…

Справедливости ради, если ставилась цель найти что-то совсем оригинальное, то идти все равно надо было к военным. И там после долгих (или не очень) поисков можно было обнаружить настоящие раритеты. Например, десантный вариант «шишиги» со складным верхом кабины. Как вам такой расклад?!

Даже представить сложно, как это уцелело до середины 2000-х
Даже представить сложно, как это уцелело до середины 2000-х

Собственно, в то время в Беларусь активно поставлялись современные модели, так что ясное дело, старые «газончики» постепенно сходили со сцены. Но даже сейчас встретить ГАЗ-53 – не проблема. А вот ГАЗ-51 и ГАЗ-63, что на фото, уже не видать в местах съемки. Жаль, если они ушли в небытие…

-10

Огромная благодарность Александру Быковскому за помощь в создании материала