Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Путешествие из Петербурга в Москву на скором фирменном поезде "Мегаполис" — последний из частных поездов на главном ходу

Путешествие из Петербурга в Москву, неоднократно описанное в известных литературных произведениях классиков Пушкина и Радищева, ещё со времен гужевой тяги, было и до сих пор было и остаётся одним самых популярных востребованных направлений. Петербурго-Московская железная дорога, открытая для регулярного движения поездов в 1851 году, стала самой первой протяженной российской железнодорожной магистралью. На сегодняшний день Петербурго-Московской направление Октябрьской железной дороги имеет достаточно широкий выбор видов средств сообщения, начиная от скоростных электропоездов типа "Ласточка" или "Сапсан", и заканчивая роскошными стремительными фирменными поездами "Красная стрела" и "Невский экспресс", принадлежащих компании ОАО "РЖД".

Площадь восстания и здание Московского вокзала в С.-Петербурге — место откуда начинается наше путешествие. Фото: Алексей Алексеев
Площадь восстания и здание Московского вокзала в С.-Петербурге — место откуда начинается наше путешествие. Фото: Алексей Алексеев

Для своего же путешествия на данном направлении, по совету друзей, я выбрал ночной комфортабельный скорый поезд №19/20 "Мегаполис", принадлежащий частной железнодорожной компании «Тверской экспресс», отправлением ежедневно из С.-Петербурга в 22 часа 50 минут.

Посадка на поезд начинается за полчаса до отправления
Посадка на поезд начинается за полчаса до отправления

Первый поезд под паровозом серии В №154 прошёл от Петербурга до Москвы 1–2 ноября 1851 года за 21 час 45 минут. Сегодня уже всем известные высокоскоростные электропоезда "Сапсан", способные развивать на отдельных участках магистрали С.-Петербург-Москва скорость до 250 км/ч, этот маршрут преодолевают в среднем за 3 часа 50 минут. Скорый поезд "Мегаполис", развивает скорость до 120 км/ч, а время следования в пути составляет 8 часов 17 минут.

"Мегаполис" имеет в своём расписании только одну остановку продолжительностью 1 минута по станции Тверь и две технические стоянки по станциям Ушаки и Боровёнка для пропуска на обгон других вслед идущих поездов продолжительностью по 12 минут
"Мегаполис" имеет в своём расписании только одну остановку продолжительностью 1 минута по станции Тверь и две технические стоянки по станциям Ушаки и Боровёнка для пропуска на обгон других вслед идущих поездов продолжительностью по 12 минут

Так может лучше вместо него выбрать высокоскоростной Сапсан? Ведь он гораздо быстрее, да и время в пути следования у него меньше в два раза.

Сапсан не совсем удобен оказался для нас в плане по времени отправления из северной столицы. Самый ранний поезд отправляется в 05 часов 30 минут, а метро, как и другой общественный транспорт, чтобы добраться к этому времени на Московский вокзал, ещё не работает. Остаётся только совсем не бюджетный вариант вызвать такси, но и оно может выручить не во всех случаях, учитывая тот факт, что во второй половине ночи и до утра в С.-Петербурге разводятся мосты и из некоторых районов временно не будет возможности добраться до вокзала.

Приезжать сильно заранее на Московский вокзал чтобы затем часами долго сидеть на жёсткой скамье (если вообще найдёшь свободное место) в ожидании своего поезда - перспектива так себе. Перед самым отправлением поезда на вокзале в зале ожидания время почему-то всегда тянется так предательски очень медленно. Вы никогда не замечали подобного? Даже у Ивана Бунина в повести "Новая дорога", написанной в 1901 году, точно был подмечен такой факт.

– Напрасно уезжаете! – говорят мне знакомые, поздним вечером прощаясь со мной на вокзале. – Добрые люди только съезжаются в Петербург. Чего вы там не видали? Лесов, сугробов? А потом еще эта новая дорога, на которой дня не проходит без крушений!
– Бог милостив! – отвечаю я.
Провожающие пожимают плечами. Наступают те неприятные минуты разлуки, когда сказать уже нечего, улыбки делаются фальшивыми, а время начинает идти страшно медленно.

А "Мегаполис" как раз в плане по времени отправления из Петербурга очень удобен. Причём цены на билеты вполне себе приемлемы по сравнению с конкурентами от компании монополиста ОАО "РЖД".

-4

"Мегаполис" является ярким примером того, что было если бы в России развивались частные компании-перевозчики и существовала настоящая живая конкуренция на рынке пассажироперевозок. Кстати, в октябре этого года "Мегаполис" отметит своё 15-летие успешной работы, в отличии от ещё одной не менее известной компании ТКС, покинувшей, к большому сожалению, не так давно сферу железнодорожных пассажироперевозок.

Состав поезда "Мегаполис" полностью состоит из купейных вагонов и СВ. В связи с этим становится совершенно понятным тот факт, почему данный поезд пользуется столь высокой популярностью. Фото: Алексей Алексеев
Состав поезда "Мегаполис" полностью состоит из купейных вагонов и СВ. В связи с этим становится совершенно понятным тот факт, почему данный поезд пользуется столь высокой популярностью. Фото: Алексей Алексеев

Вагоны скорого поезда "Мегаполис" имеют свою собственную, отличную от обычных скорых поездов РЖД, яркую жёлто-оранжевую корпоративную стилистику, а также фирменный логотип.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

В составе поезда курсируют новые вагоны купе и СВ производства Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ). Было огромное желание проехаться конечно в СВ, но к сожалению, свободных мест на выбранную дату поездки уже не оказалось. Нужно конечно же позаботиться о билетах заранее. "Мегаполис" пользуется большим спросом и поэтому билеты зачастую полностью раскупаются.

Но нам всё же немного повезло в этом плане. Одна из особенностей поезда – более просторная компоновка внутреннего пространства купейного вагона №7, в котором мы и следовали. Так, если обычный купейный вагон "Мегаполиса" рассчитан на 36 пассажиров и разделен на 9 купе.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

То наш купейный вагон поезда "Мегаполиса" имел всего 26 мест и разделён всего на 7 купе соответственно.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Внутри в купе возле окна на столике каждого пассажира ожидала маленькая бутылочка с негазированной водой и гигиеническая антибактериальная салфетка. Мелочь, а приятно как говорится.

Купейный стандарт (в стоимость входит бутилированная вода), влажная/антисептическая салфетка. На столике также  лежит меню из вагона-ресторана. Фото: Алексей Алексеев
Купейный стандарт (в стоимость входит бутилированная вода), влажная/антисептическая салфетка. На столике также лежит меню из вагона-ресторана. Фото: Алексей Алексеев

Всю дорогу до жд вокзала я очень сильно переживал влезет ли наш громоздкий чемодан под нижнюю полку в купе.

Слава Богу влез и полка нормально закрылась. Фото: Алексей Алексеев
Слава Богу влез и полка нормально закрылась. Фото: Алексей Алексеев

Все места в купе "Мегаполиса" как нижние так и верхние оснащены бытовыми розетками на 220 вольт для подключения любой аппаратуры, индивидуальными светильниками для пассажиров.

Фото купе с сайта компании-перевозчика «Тверской экспресс» www.poezdmegapolis.ru
Фото купе с сайта компании-перевозчика «Тверской экспресс» www.poezdmegapolis.ru

В каждом вагоне установлена отдельная климатическая система, поддерживающая оптимальную температуру внутри поезда.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Разложив по местам все свои вещи, мы отправились в соседнее купе, где нас ожидала приятная встреча с друзьями.

Наша большая дружная компания. Фото: Алексей Алексеев
Наша большая дружная компания. Фото: Алексей Алексеев

Ну и какая же поездка в поезде обходится без традиционного чаепития из подстаканников?

"Любопытно, что железная дорога до сих пор не отказывается от традиции чаепития в вагоне; чай подают именно в стакане с подстаканником, а не в чашке. Без вагонного стакана и подстаканника железная дорога — словно стихи без рифм…"
А. Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"
Звон чайного стакана в подстаканнике и тот самый аромат чёрного чая в поезде. Что может быть приятнее в долгой поездке? Фото: Алексей Алексеев
Звон чайного стакана в подстаканнике и тот самый аромат чёрного чая в поезде. Что может быть приятнее в долгой поездке? Фото: Алексей Алексеев

Гранёные стаканы оказались с фирменным логотипом и наименованием поезда, но не очень подходили по размеру в сам подстаканник, из-за чего выглядели немного причудливо как "пьяная посуда".

Всё-таки на мой взгляд, в подстаканник больше подходят хрустальные стаканы, чем гранёные. И выглядят они антуражнее, да и в подстаканник садятся как надо. Фото: Алексей Алексеев
Всё-таки на мой взгляд, в подстаканник больше подходят хрустальные стаканы, чем гранёные. И выглядят они антуражнее, да и в подстаканник садятся как надо. Фото: Алексей Алексеев

В этой поездке компанию нам составил не кто иной, а небезызвестный Кирилл Балберовпрофессиональный журналист, автор самого крупнейшего и популярного железнодорожного канала на Яндекс Дзен "1520. Всё о ж/д" со своей супругой Викой.

Встреча в купе частного фирменного поезда №19 "Мегаполис" конечно же оказалась не случайной. Однако это тот редкий случай, когда в одном купе собрались одновременно сразу два известных блогера Яндекс Дзен: "Заповедная магистраль" и "1520. Всё о ж/д". Фото: Алексей Алексеев
Встреча в купе частного фирменного поезда №19 "Мегаполис" конечно же оказалась не случайной. Однако это тот редкий случай, когда в одном купе собрались одновременно сразу два известных блогера Яндекс Дзен: "Заповедная магистраль" и "1520. Всё о ж/д". Фото: Алексей Алексеев

Кирилл любезно угостил нас всех очень вкусными пирожными, за что ему хочется сказать отдельное спасибо!

Сладости к чаю. Фото: Алексей Алексеев
Сладости к чаю. Фото: Алексей Алексеев

Примечательна вот ещё одна такая немаловажная деталь. В вагонах ТВЗ поезда "Мегаполис" сохранился жизненно важный на мой взгляд атрибут повседневного обихода пассажира как титан с кипятком.

Если не хочется платить за чай проводнику, всегда можно взять с собой любимую кружку или даже подстаканник, чтобы заварить себе чай или кофе, благо кипяток в вагонах бесплатный. Фото: Алексей Алексеев
Если не хочется платить за чай проводнику, всегда можно взять с собой любимую кружку или даже подстаканник, чтобы заварить себе чай или кофе, благо кипяток в вагонах бесплатный. Фото: Алексей Алексеев

После отправления из Петербурга во время дружеской беседы в купе вагона я даже не заметил, как и где прошла обязательная проба в пути следования пневматических и электропневматических тормозов (ЭПТ), хотя и пытался уловить этот момент. Настолько мягким и плавным оказался ход новых пассажирских вагонов в составе поезда "Мегаполис".

Закончив с чаепитием в купе, где-то уже после полуночи, мы попрощались с Кириллом и компанией, а затем отправились к себе в купе спать. Задали будильник на 04:00, поскольку в 04:40 нам нужно уже было выходить в Твери, откуда нас должны были забрать на машине в наш провинциальный селигерский край в Осташков.

Поезд мягко покачивался на неровностях бесстыкового "бархатного" пути главного хода Октябрьской железной дороги, лишь подрагивая и поскрипывая гребнями колёсных при отклонении по стрелочным переводам на подходе к станции Боровёнка, где запланирована техническая стоянка для обгона другим вслед идущего в этом же направлении поезда.

Время сна пролетело в дороге очень быстро. Разбудив свою вторую половинку, мы отправились в вагон-ресторан.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Благо он находился по соседству с нашим вагоном, поэтому не пришлось идти полусонным через весь поезд по тамбурам и переходным площадкам.

Барная стойка в вагоне-ресторане поезда "Мегаполис". Фото: Алексей Алексеев
Барная стойка в вагоне-ресторане поезда "Мегаполис". Фото: Алексей Алексеев

По желанию пассажира завтрак или ужин из вагона-ресторана может быть доставлен по договорённости и в купе. Но мы выбрали вариант именно с посещением вагона-ресторана. Во-первых, чтобы лишний раз не тревожить своих соседей по купе, следовавших до конечной станции в Москву на Ленинградский вокзал, а во-вторых, оценить уровень сервиса и приятную атмосферу вагона-ресторана европейского класса.

Приглушённый свет вагона-ресторана поезда "Мегаполис" действительно создаёт уютную ночную атмосферу. Фото: Алексей Алексеев
Приглушённый свет вагона-ресторана поезда "Мегаполис" действительно создаёт уютную ночную атмосферу. Фото: Алексей Алексеев

В это время он оказался абсолютно пустым, что не удивительно. Все остальные пассажиры давно уже крепко спали и смотрели сладкие сны. В 4 утра ведь самый сон, но не для нас.

Обеденный зал в вагоне-ресторане скорого поезда "Мегаполис". Здесь можно попробовать разнообразные блюда, каждое из которых по праву можно назвать фирменным. Фото: Алексей Алексеев
Обеденный зал в вагоне-ресторане скорого поезда "Мегаполис". Здесь можно попробовать разнообразные блюда, каждое из которых по праву можно назвать фирменным. Фото: Алексей Алексеев

Ещё сразу после отправления из Петербурга, предупредив проводника о необходимости завтрака, заказали на утро сырники. Молодая девушка, проводник из вагона-ресторана, вежливо и заботливо нас встретила и обслужила в столь ранний час, борясь со сном и усталостью.

Мы же выбрали для себя классический завтрак без особых изысков: творожные сырники со сметаной и вареньем. Фото: Алексей Алексеев
Мы же выбрали для себя классический завтрак без особых изысков: творожные сырники со сметаной и вареньем. Фото: Алексей Алексеев

Чай к сырникам принесли нам в чайнике в паре с двумя белыми чашечками и блюдцами. В вагоне-ресторане поезда всегда были и остаются свои чайные традиции, тогда как в купе сугубо свои только из подстаканников.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Поезд с точностью до минуты в 04:40 прибыл и остановился у платформы №1 станции Тверь, где мы и сошли с "Мегаполиса", прощаясь с проводником из нашего вагона.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Мелькнув напоследок тремя красными хвостовыми огнями, "Мегаполис" бесследно растворился в ночном сумраке, убегая вдаль от платформы станции Тверь в направлении столицы нашей родины Москвы.

Тверь — какие-то 483 км от Петербурга, а уже совсем другие голоса, традиции, нравы, говор, совершенно иной социум, нанизанный на нить этой дороги.

-26

Какой поразительный жизненный контраст ощущается каждый раз, перемещаясь вот так из столицы куда-нибудь подальше прямиком в провинцию за считанные часы, будто попадаешь совершенно в иной мир.

Пустынная платформа станции Тверь. Вспомните теперь самое первое фото Московского вокзала в С.-Петербурге, чтобы сравнить бесконечно суетной жизненный ритм столицы с обычным областным центром. Фото: Алексей Алексеев
Пустынная платформа станции Тверь. Вспомните теперь самое первое фото Московского вокзала в С.-Петербурге, чтобы сравнить бесконечно суетной жизненный ритм столицы с обычным областным центром. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram