Найти в Дзене
Манжета театроведа

Анна Болейн на театральной сцене: от Шекспира до Горина

Поскольку эта тема меня не отпускает последние недели, то сегодня поговорим о том, как Анну Болейн изображали на сцене. А изображать начали вскоре после ее гибели! И самым первым стал, пожалуй, стратфордский бард: 1. Уильям Шекспир. «Генрих VIII» С трудом пришедшая к власти после череды переворотов Елизавета I проводила активную кампанию по реабилитации памяти своей матушки. Анна Болейн, которая благодаря пропаганде Генриха числилась и ведьмой, и распутницей, и кровосмесительницей, при Елизавете сделалась святой добродетелью, невинной жертвой клеветы и мести. Продолжалась эта линия и при преемнике Елизаветы – Якове I. В 1613 году Шекспир при участии, как предполагают, Джонатана Флетчера, создал финальную пьесу в ряду своих исторических хроник – «Генрих VIII». Бедные драматурги оказались в идеологических тисках. С одной стороны, чисто сюжетно требовалось показать всякие социально неодобряемые поступки Генриха – например, его развод с Екатериной Арагонской и женитьбу на «разлучнице» Анн
Оглавление

Поскольку эта тема меня не отпускает последние недели, то сегодня поговорим о том, как Анну Болейн изображали на сцене.

Анна Нетребко - Анна Болейн. Фрагмент оперы "Анна Болейн"  Г.Доницетти. (Фото: Brigitte Lacombe/Metropolitan Opera). Источник: https://www.operanews.ru/
Анна Нетребко - Анна Болейн. Фрагмент оперы "Анна Болейн" Г.Доницетти. (Фото: Brigitte Lacombe/Metropolitan Opera). Источник: https://www.operanews.ru/

А изображать начали вскоре после ее гибели! И самым первым стал, пожалуй, стратфордский бард:

1. Уильям Шекспир. «Генрих VIII»

Иллюстрация к хронике У.Шекспира и Дж. Флетчера(?) "Генрих VIII". Встреча Генриха и Анны Болейн.
Иллюстрация к хронике У.Шекспира и Дж. Флетчера(?) "Генрих VIII". Встреча Генриха и Анны Болейн.

С трудом пришедшая к власти после череды переворотов Елизавета I проводила активную кампанию по реабилитации памяти своей матушки. Анна Болейн, которая благодаря пропаганде Генриха числилась и ведьмой, и распутницей, и кровосмесительницей, при Елизавете сделалась святой добродетелью, невинной жертвой клеветы и мести.

Продолжалась эта линия и при преемнике Елизаветы – Якове I.

В 1613 году Шекспир при участии, как предполагают, Джонатана Флетчера, создал финальную пьесу в ряду своих исторических хроник – «Генрих VIII». Бедные драматурги оказались в идеологических тисках. С одной стороны, чисто сюжетно требовалось показать всякие социально неодобряемые поступки Генриха – например, его развод с Екатериной Арагонской и женитьбу на «разлучнице» Анне Болейн. С другой же стороны, король Яков, дальний родич Елизаветы и правнучатый племянник Генриха VIII, всячески подчеркивал преемственность своей власти. Очернению царственной родни он бы не обрадовался. Поэтому приходилось вертеться. Генрих в пьесе изображен добрым, но заблуждающимся правителем, жертвой козней, Екатерина Арагонская, как полагалось в традиции, – добродетельной и несчастной женой. Ну а Анна стала просто бриллиантом чистоты и нравственности.

Хит Чарлз. "Анна Болейн". Иллюстрация к пьесе У. Шекспира и Дж. Флетчера (?) "Генрих VIII". 1849 г.
Хит Чарлз. "Анна Болейн". Иллюстрация к пьесе У. Шекспира и Дж. Флетчера (?) "Генрих VIII". 1849 г.

Вот так, например, она сопереживает в пьесе первой жене короля:

Анна Буллен. Нет, и не то! Вот боль, что сердце колет:
Его величество с ней прожил долго,
Она такой хороший человек,
О ней никто не смел худое молвить.
Клянусь, она и зла вовек не знала!
И вот теперь, когда кругов так много
Свершило коронованное солнце,
Все ярче, все пышнее каждый год, -
Утратить это в тысячу раз горше,
Чем было сладостно обресть впервые.
Вдруг услыхать: уйди! Тут прослезится
И зверь.
(Перевод В.Томашевского)

Никакой казни и прочих ужасов здесь нет: история обрывается на пышном крещении Елизаветы – дочери Генриха и Анны. Разумеется, перед этим Анна, как и было исторически, должное время отвергает ухаживания короля – но не потому что хитра и искушена в любовной игре, а потому что чиста, жалеет Екатерину и и не хочет власти.

2. Опера Гаэтано Доницетти "Анна Болейн"

А вот опера Доницетти «Анна Болейн» (в оригинале - «Анна Болена»), написанная в 1830 году, как раз обращается к самому драматичному периоду жизни Анны: предательство супруга, суд и казнь. Но общая концепция не меняется: Анна – чистая и страдающая героиня. Она верна супругу и не держит зла на свою соперницу Джейн Сеймур.

Анна Болейн - Ольга Перетятько. Валлонская королевская опера (Льеж). 2019 г.
Анна Болейн - Ольга Перетятько. Валлонская королевская опера (Льеж). 2019 г.

В финале оперы Анна сходит с ума в Тауэре. Доницетти превосходно удавались сцены безумия в музыке; чего стоит одна его «Лючия ди Ламмермур»! А ещё такие сцены позволяли композиторам дать огромный диапазон эмоций и чувств героини: тут и безмятежные видения прошлого, и переживание прежней влюбленности, и припадки гнева и страха. Сцену безумия Анны Болейн, как и Лючии ди Ламмермур, очень любят исполнять оперные дивы.

3. Максуэлл Андерсон. «Тысяча дней Анны Болейн»

Лиззи Альберт - Анна Болейн, Мэтью Энкарроу - Норрис. Сцена из спектакля "Тысяча дней Анны Болейн" в театре Chesapeake Shakespeare (Фото: Тереза Кастрекейн)
Лиззи Альберт - Анна Болейн, Мэтью Энкарроу - Норрис. Сцена из спектакля "Тысяча дней Анны Болейн" в театре Chesapeake Shakespeare (Фото: Тереза Кастрекейн)

В двадцатом веке «голубые» положительные героини и добродетельные девы стали куда менее интересны. С развитием психологии и наук о мозге и личности драматурги XIX-XX вв. стали особенно охотно выписывать сложные, порой даже патологические характеры.

В 1948 году американский драматург Максуэлл (или, как часто пишут, Максвелл) Андерсон создал пьесу-хронику о жизни Анны Болейн.

В отличие от кроткой героини Шекспира, Анна у Андерсона очень любит власть. И в Генрихе любит поначалу именно средство для собственной коронации, ненавидя его как человека; позже это патологичное горькое чувство перерастет в подлинную любовь. И попутно растет и развивается главная её страсть – желание возвести на престол собственное дитя. Автор рисует Анну прежде всего человеком с людскими слабостями, попавшим в жернова истории. Учитывая год написания пьесы, столкновение отдельной человеческой судьбы и неумолимого хода истории – более чем актуальная и болезненная тема.

Фрагмент обложки программки к бродвейской постановке. 1948 г. Источник: amazon.com
Фрагмент обложки программки к бродвейской постановке. 1948 г. Источник: amazon.com

Есть в пьесе еще одна линия, которую в свое время развивал и Шекспир: как вседозволенность и неограниченность власти развращает человека. Генрих VIII пользуется своей властью, чтоб брать желанных женщин и устранять неугодных. Но сам себя он убеждает, что действует по воле Бога, что в его положении он просто не способен совершить неправедного шага:

А  так как бог молитвам внемлет
и  так как ОН мне дал большую власть,
способную творить добро и зло,
не может он не внять моим мольбам.
Он исполняет то, о чем его прошу.
Я    в этом черпаю такое утешенье,
что не было еще и дня,
который я не встретил бы молитвой.
(здесь и далее пер. В.Воронина)

Психологические характеристики героев в пьесе точны и лаконичны:

Генрих (Норрису и Смитону.) Прошу вас подождать, друзья. Без церемоний, Томас. Всего лишь ваш король. Ваш Генри. (Тем не менее, протягивает для поцелуя руку.)

Пьеса имела большой успех на Бродвее, но до экрана добиралась добрых двадцать лет.

Почему такой великолепный материал не экранизировали сразу? Потому что с точки зрения кодекса Хейса пьеса была неприличной. Герои в тексте описывали постельные игры; Анну обвиняли в прелюбодеянии с братом; большинство персонажей были откровенно порочны. Как можно было в 50-х годах переносить на экран шутки в духе: «Да-да, пошли. Ведь после женских бедер нет вещи лакомей оленьего бедра»?

Но в 1967 году кодекс Хейса приказал долго жить, и началась новая эпоха голливудского кино. В 1969 году Чарлз Джеррот снял по пьесе Андерсона фильм «Тысяча дней Анны Болейн» с Ричардом Бёртоном и Женевьев Бюжо в главных ролях.

Женевьев Бюжо - Анна Болейн. Кадр из х/ф "Тысяча дней Анны Болейн", 1967 г. Реж. Ч.Джеррот. Источник: kino-teatr.ru
Женевьев Бюжо - Анна Болейн. Кадр из х/ф "Тысяча дней Анны Болейн", 1967 г. Реж. Ч.Джеррот. Источник: kino-teatr.ru

4. Григорий Горин. «Королевские игры»

Анна Болейн - Анна Большова, Генрих VIII - Александр Лазарев-мл. Сцена из спектакля "Королевские игры". Театр "Ленком", реж. М.Захаров. 2000-е гг.
Анна Болейн - Анна Большова, Генрих VIII - Александр Лазарев-мл. Сцена из спектакля "Королевские игры". Театр "Ленком", реж. М.Захаров. 2000-е гг.

В 70-90-х годах Григорий Горин был буквально штатным драматургом московского театра «Ленком». Среди его пьес были как инсценировки (перенос на сцену прозаического произведения – например, «Тиль» по роману де Костера или «Поминальная молитва» по мотивам рассказов Шолом-Алейхема), так и переработки западной драматургии.

Одной из таких переработок и стала пьеса «Королевские игры» – театр называет её «оперой», но фактически это музыкальная драма на музыку Шандора Каллоша.
Анна предстает в ней столь же сложным характером, как и у Андерсона - патологически честолюбивой, гордой, и в то же время нежной и способной на глубокое чувство женщиной. Психологические переходы здесь резче и неожиданнее: если Анна у Андерсона долго пыталась перебороть свою ненависть к королю и горе от смерти жениха - Нортумберленда - то Анна у Горина почти мгновенно переключается с Нортумберленда на короля.

Первая исполнительница роли Анны в спектакле "Королевские игры" – Амалия Мордвинова. 1995 г.
Первая исполнительница роли Анны в спектакле "Королевские игры" – Амалия Мордвинова. 1995 г.

Александр Лазарев-мл. - Генрих VIII, Наталья Стукалина - Анна Болейн. 2005 г.
Александр Лазарев-мл. - Генрих VIII, Наталья Стукалина - Анна Болейн. 2005 г.

Зачем же понадобилась такая переработка, сделавшая из американской пьесы 48 года практически отдельное произведение?

Дело в том, что уже после смерти Андерсона по миру уверенно прошагал постмодернизм. И, сколько ни говори, что в СССР его не было, – мы не остались полностью в стороне от мирового искусства. Элементы театра постмодернизма есть и в творчестве Григория Горина.

Анастасия Пузырева - Анна Болейн (в центре). Сцена из спектакля "Королевские игры". Челябинский театр драмы им. Наума Орлова. Реж. А.Исаков. Фото с офиц. портала театра: https://www.cheldrama.ru/
Анастасия Пузырева - Анна Болейн (в центре). Сцена из спектакля "Королевские игры". Челябинский театр драмы им. Наума Орлова. Реж. А.Исаков. Фото с офиц. портала театра: https://www.cheldrama.ru/

На передний план в пьесе Горина выходит игра: Анна играет королем, Генрих играет Анной, все придворные играют роли, которые раздает им король. Бытовые детали сведены к минимуму. Двор Генриха становится театром в театре. Потому и неясны до конца чувства Анны к Нортумберленду, Анны к Генриху: что из этого любовь, а что – игра?

5. Говард Брентон. «Анна Болейн»

Британский сценарист и драматург Говард Брентон писал эту пьесу по заказу режиссера Доминика Дромгула. Сам он говорил о своей пьесе:

Миранда Рэйзон - Анна Болейн. Театр "Глобус", 2010 г. Реж. Дж.Доув.
Миранда Рэйзон - Анна Болейн. Театр "Глобус", 2010 г. Реж. Дж.Доув.
История – это неразбериха, которая создается из мгновений. ...Религиозный хаос ведь начался, когда Анна привлекла внимание Генриха, бросив в него апельсин на маскараде. ...Что если бы Генрих не поймал брошенный Анной апельсин? Одержали бы протестанты верх при дворе? ...Увы, в моей картине мира именно личность определяет историю.

В пьесе Брентона Яков I, разбираясь в бумагах своей тётки Елизаветы, находит принадлежавшую Анне Болейн Библию – и встречается с духом самой Анны. Жизнь Анны показана через призму эпохи Якова и религиозной распри в Англии. При этом сама история выглядит почти детективной, в духе Дэна Брауна, – с тайными планами и спрятанными артефактами. В этой пьесе Анна – решительная и хитроумная авантюристка, одержимая амбициями изменить английскую историю.

Миранда Рэйзон - Анна Болейн. Театр "Глобус", 2010 г. Реж. Дж.Доув.
Миранда Рэйзон - Анна Болейн. Театр "Глобус", 2010 г. Реж. Дж.Доув.

Премьера состоялась в Шекспировском театре "Глобус" в 2010 г.

© Ольга Гурфова
--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь.

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))