Найти тему
ПОД СТУК

«‎Ехал Пятьсот Весёлый поперёк сентября» - что за поезда такие «‎Пятьсот весёлые»? За что они получили своё название?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Иногда можно услышать, как некоторые поезда называют «пятьсот весёлыми». Примеры есть даже в музыке и литературе. Так, например, песня Олега Медведева с одноимённым названием, в которых содержатся следующие строки:

Всё начиналось просто, граф опустил ладони на карту
Реками стали вены, впали вены в моря
В кузнице пахло небом, искорки бились в кожаный фартук
Ехал Пятьсот Весёлый поперёк сентября
-----
И вот ты одна под крышей, свечи сгорели, сердце разбито
Что-то уж больно долго Граф тебе не звонит
Только Пятьсот Весёлый, шаткий от контрабандного спирта
Знает к нему дорогу – этим и знаменит

У Анатолия Левченко тоже есть одноимённая повесть. Тут уже раскрываются некоторые подробности:

Это был отверженный. Беспризорник образца 1948 года. Пасынок Великой Транссибирской магистрали. Его никогда не принимали на первые пути больших станций и не объявляли о прибытии или отправлении. Не входящий ни в какие графики, он обладал необузданным нравом.
Останавливался он неожиданно, иногда на подступах к городу, а порой и просто на неведомом и невидимом разъезде, посреди луга, и стоял, словно собирался скатиться вниз по откосу, чтобы пощипать сочную, еще не перестоявшую августовскую траву.
Его называли Пятьсот Веселым. Эта кличка, по-русски бесшабашная, наглухо пристала ко всем товарно-пассажирским поездам, имеющим номера от пятисот и выше.

Собственно о «Пятьсот весёлых»

Как вы наверное знаете, сейчас за 500-ой нумерацией значатся пассажирские поезда, которые пускают летом в качестве дополнительных. В основном они ходят по маршрутам из центральной части России (а также с Севера и Урала) на Черноморские курорты.

Но на самом деле, 500-ую нумерацию дополнительным поездам выделили только в 1975 году. Возможно это как раз была дань традиции. До этого года, диапазон 300-998 был закреплён за пригородными поездами. А дополнительные поезда до 1975 года вполне себе помещались в диапазон 001-300, вместе со всеми остальными ПДСами.

-2

В принципе, «пятьсот весёлыми» всегда называли медленные, некомфортные поезда, которые постоянно стояли у каждого столба. Как правило они и были дополнительными. Да и сейчас так называют современные дополнительные поезда.

Вот прямо настоящие «пятьсот веселые» были в послевоенное время. Тогда они формировались из теплушек, жёстких плацкартных вагонов (никаких матрасов, жёсткие деревянные нары), ещё и грузовых вагонов. Чёткого расписания у них не было, «пятьсот весёлым» порою даже нити в графике не выделялись. Поэтому большую часть времени в пути они проводили на стоянках в той или иной глуши.

-3

И пассажиров это устраивало. После войны все хотели повидать своих родственников и друзей, которых не видели как минимум четыре года. Спрос был внушительным, поэтому поезда и собирали из чего-попало и по такому же принципу впихивали их в график.

Ходили поем войны знаменитые тогда «пятьсот весёлые», сбитые из старых пассажирских вагонов и военных теплушек. Двигались они без чётких расписаний (И. Герасимов. Чёрное слово).
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-4