Отголоски Великой Отечественной войны видны повсюду, главным образом потому, что это событие меняющее ход многих социокультурных, мировоззренческих, личных течений людей нашей страны.
Читая, слушая от очевидцев о том, что пережили люди в годы оккупации, кровь не то что стынет в жилах, она останавливает свой ток. Но остановимся на одной особенности, характеризующей то время - ГОЛОД. Люди описывают его по разному, но в одном все сходятся - это самое тяжкое, что можно было вытерпеть, хроническое бессилие и заторможенность, грань жизни и смерти. Читая комментарии легендарной актрисы Алисы Бруновны Фрейндлих о голоде в Ленинграде хочется не плакать, а выть. Нам понять их страдания и пережитое понять очень сложно. "Сытый голодного не разумеет".
"Я, конечно, говорю внукам, но им трудно это понять, как и любому человеку, не убедившемуся лично, какая это трагедия –война. Прошло столько лет, но эхо блокады продолжает звучать во мне. Например, я не могу видеть, если в тарелке что-то осталось недоеденное. Говорю внуку: «Положи себе столько, сколько сможешь съесть, лучше потом ещё добавочку возьмёшь». Он сердится – дескать, вечно бабушка лезет со своими причудами." А.С. Фрейндлих.
Читая, можно сделать вывод, что поколение военного голода так или иначе прививает нам определенное пищевое поведение. Давайте разберемся с понятиями.
ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ - Общий термин, используемый для обозначения всех различных компонентов поведения, участвующих в нормальном процессе приема пищи. Сюда входят такие подготовительные модели поведения, как поиск пищи, фактическое потребление пищи и большое число физиологических процессов, участвующих в утилизации того, что было съедено.
Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Это логично, что наше старшее поколение и будет учить нас есть, кому еще то. "Ложку за маму, ложку за папу.." . Тут ребенок говорит: "Я больше не могу, не хочу". Что делает взрослый? "Ну тут же три ложки осталось! Быстро доел, а то не получишь сладкого!". Ребенок послушно "вталкивает" в себя эти несчастные три ложки, следом "шлифуя" всё сладким "подкреплением". Про то, что сладкое вечный спутник человека с детства - это отдельная тема.
Но всё же. Поколение войны, сами того не понимая, формируют у следующего поколения, которое в какой то степени и не видела каких то особых изысков в еде, но питалось стабильно особое отношение к еде. ("Ешь пока дают", "Ешь пока рот свеж"- любимые присказки моей бабушки.) Все с логичным уклоном о возможной конечности доступа к еде.
На ряду с рыбьим жиром и йодом, которые исправно входил в рацион ребенка, был трехэтажное меню. "Первое, второе и компот". Главное накормить сытно, а о вкусовых качествах никто не задумывался. Я подвожу к одному моему, сугубо личному выводу, основываясь на культуре питания своей семьи и из источников литературы советского периода.
Испытавших голод понять можно, и я выражаю глубочайшее уважение ко всем, кто пережил эти страшные времена. Они готовы ко всему, и хотят, что бы их дети жили в благополучии. Однако, сейчас время другое, как ни крути. Полки ломятся от избытка "гастрономических даров". Единственное, что от тебя требуется читать состав! И продукты в разы качественно отличаются от прошлых. "Надо есть все подряд, а не ковыряться в куске мяса!" НЕТ! Как современный человек я прекрасно знаю, что такое соотношение количества и "качества" в современной пищевой промышленности и ковыряться, иногда, даже жизненно необходимо. При желании МОЖНО найти достойные продукты, по достойной цене.
Но милые бабушки и дедушки. Время меняется, ситуация меняется, окружающая действительность уже ДРУГАЯ. Ругать молодежь за то, что "ОНИ НИЧЕРТА НЕ ЖРУТ" как минимум странно, и впихивать в своих внуков всё то, чего не было у вас тоже странно. Это дело каждого.