Это какой-то поэтический антропологический очерк. О психических и физических свойствах людей в довоенную эпоху. Кусочек, взятый из жизни, которой уж нет, но, должно быть, которая хранится в каких-то глубинах нашей памяти. Так же, как Раюха хранила в себе раннее детское воспоминание о дальней заимке.
Это произведение тонкое, нежное и яркое.
В начальной школе я посмотрела первую серию фильма по этой повести. И она как раз оставила впечатление нежной незавершенности.
Нежная незавершенности - в этом, по моему, и есть сердце и дух этой книги.
Да, мы знаем, что завтра будет война, что Натолий погибнет, а Гранька потеряет руку... Но мы не знаем, как бы оно все сложилось, если б не война... Да и герои тоже ещё до войны мало что знают и о себе и о других.
...Мне всегда тяжело читать произведения, написанные перед началом войны. "Тимур и его команда", "Что я видел" про Алешу-почемучку.
Ни Гайдар ни Житков не знали, что по всей вероятности их герои погибнут. Алеша с родителями едет в предвоенный Харьков. Тимур с командой провожают дядю в армию. Страшно подумать, что будет с ними в войну...
А в повести Липатова этого тяжёлого чувства нет. Есть чувство светлое. И это не грусть, это чувство того, что жизнь продолжается. Пусть даже нарымская деревня, где два года перед войной жила Раюха, впоследствии превратится в леспромхоз.
Скрыть