На себестоимость пиломатериала влияет большое количество факторов. Одно из них это перевозка леса к месту его обработки.
Лесоперерабатывающие предприятия, зачастую, располагаются на определенном расстоянии от места вырубки лесов из-за чего существует необходимость в перевозке леса. В России есть несколько способов такой транспортировки.
Перевозка автотранспортом.
Самый распространенный способ - транспортировка кругляка (бревен) на лесоперерабатывающее предприятие автолесовозами.
Спиленный лес загружают с помощью лебедок, автокранов, а также манипуляторов с грейпферными захватами, на специально оборудованные под перевозку полуприцепы. Кругляк укладывается плотно, а уложенный штабель крепится стяжными ремнями к бортам. По приезду автолесовоза на предприятие, его также разгружают с помощью лебедок, башенных или козловых кранов, либо манипуляторами с грейпферными захватами.
Да, практично, но такой способ доставки существенно влияет на итоговую цену пиломатериала, так как транспортные расходы здесь весьма велики. А если нам нужно доставить лес очень далеко? В Европейской части России валят лес в незначительных количествах, но именно в этой части нашей страны проживает большее количество человек, а значит лес больше нужен именно там. Как тут быть?
Перевозка по железной дороге.
Еще один способ поставки леса на лесоперерабатывающие предприятия – перевозка по железной дороге.
Именно, перевозка леса по железной дороге уменьшает транспортные расходы, а значит и уменьшает себестоимость готовой продукции.
При погрузке-разгрузке используются все то же оборудование, что и при перевозке автотранспортом, однако, при этом погрузка осуществляется не на полуприцепы, а на оборудованные под перевозку леса железнодорожные платформы.
Правда, здесь необходимо располагать лесопильное предприятие и выбирать место вырубки в непосредственной близости к железнодорожным путям. При удаленности можно и комбинировать, но такие перевозки уже становятся несколько не удобными, да и на цене это опять отразится. Однако, здесь без вариантов.
Перевозка по реке.
Есть еще один способ транспортировки леса - сплав по реке. Как известно из курса географии, в России течет не малое количество рек. Поставки кругляка также осуществляют и по ним.
В отличии от перевозок леса по железной дороге и автотранспортом, здесь не нужны специальные платформы, баржи и пр. Древесина обладает хорошей плавучестью и готовый к транспортировке кругляк, просто-напросто, сбрасывают в реку, связывают проволокой между собой и направляют по течению реки в сторону предприятия.
Конечно, чтобы переправлять лес по реке, необходимо согласовывать, так как такое количество бревен в реке может быть опасно для судов. Также необходимо сопровождать сам лес, так как бревна могут застрять на отмели или зацепиться за берег.
Само предприятие, при этом, располагается на берегу реки. Оно оборудовано специальными отстойниками для бревен, башенными кранами, чтобы вытаскивать лес из воды.
На сегодняшний день такой способ транспортировки леса является самым дешевым, но, к сожалению, он может использоваться не везде.