Найти в Дзене

С чем на самом деле связан существенный рост стоимости автомобилей?

Не секрет, что цена на новые автомобили за последние 2 года заметно выросла. Стоимость «нулёвого» автомобиля, называвшегося раньше «бюджетным», вышла за пределы 1 млн. руб. и рост продолжается. Если раньше увеличение цен связывали со ослаблением рубля, то теперь причины несколько иного характера. Цена на автомобили с пробегом также не стоит на месте. Например, ещё год назад подержанную «Ладу Весту» можно было купить за 400 тыс. руб. в хорошем состоянии. Теперь дешевле 500 тыс. найти подходящий вариант довольно сложно. Новая машина в наших реалиях доступна лишь каждому пятому россиянину. Остальные 80% автомобилистов довольствовались подержанными моделями, приобрести которые раньше можно было относительно дешёво. Теперь же цены на авто с пробегом также не стоят на месте и число их обладателей рискует сократиться. По данным онлайн-сервиса по продаже подержанных авто, с января по август средняя стоимость легковушек возрастом до трёх лет выросла более чем на 40% (до 1,12 млн рублей), а маш

Не секрет, что цена на новые автомобили за последние 2 года заметно выросла. Стоимость «нулёвого» автомобиля, называвшегося раньше «бюджетным», вышла за пределы 1 млн. руб. и рост продолжается. Если раньше увеличение цен связывали со ослаблением рубля, то теперь причины несколько иного характера.

Инфографика информационного аналитического агентства «Автостат»
Инфографика информационного аналитического агентства «Автостат»

Цена на автомобили с пробегом также не стоит на месте. Например, ещё год назад подержанную «Ладу Весту» можно было купить за 400 тыс. руб. в хорошем состоянии. Теперь дешевле 500 тыс. найти подходящий вариант довольно сложно.

Инфографика информационного аналитического агентства «Автостат»
Инфографика информационного аналитического агентства «Автостат»

Новая машина в наших реалиях доступна лишь каждому пятому россиянину. Остальные 80% автомобилистов довольствовались подержанными моделями, приобрести которые раньше можно было относительно дешёво. Теперь же цены на авто с пробегом также не стоят на месте и число их обладателей рискует сократиться. По данным онлайн-сервиса по продаже подержанных авто, с января по август средняя стоимость легковушек возрастом до трёх лет выросла более чем на 40% (до 1,12 млн рублей), а машины, эксплуатирующиеся в течение 4–5 лет, подорожали на 35% (850 тыс. рублей).

На самом деле, не только в России подорожали автомобили. Аналогичная ситуация происходит и в других странах. Больше всего на цены повлияла пандемия, ставшая причиной дефицита микросхем — полупроводников, облегчающих водителям управление машинами. Такие чипы отвечают за дополнительные эксплуатационные функции, предотвращающие блокировку колёс систему ABS, контролирующую динамическую стабилизацию транспортного средства систему ESP, датчики парковки, электронный блок управления двигателем и так далее.

Производством таких микросхем занимаются японские и тайваньские компании, в которых нынешнего выпуска высокотехнологичных плат едва хватает для удовлетворения внутреннего рынка. Такие же чипы ставятся на смартфоны, ноутбуки и другие гаджеты, спрос на которые значительно вырос в период пандемии. Им и отдавался приоритет.

Дело в том, что после введения локдауна, компании отправили работников на карантин, и производство микросхем приостановилось. Производители автомобилей, в свою очередь, не успели заполнить. После послабления коронавирусных ограничений отложенный спрос дал о себе знать, но вернуться к прежним показателям по производству микросхем так и не получилось. Кроме того, фактор нехватки полупроводников для сборки автомобилей был усилен традиционным сезоном отпусков автоконцернов в августе. К сожалению, нарастить производство микросхем — процесс небыстрый, поскольку полный цикл их создания занимает до полугода.

«Шкода Кодиак» — один из наиболее подорожавших за 2021 г. автомобилей
«Шкода Кодиак» — один из наиболее подорожавших за 2021 г. автомобилей

Среди других причин подорожания автомобилей также имеют место быть:
1. ослабление рубля и инфляция

2. высокий (отложенный) спрос

3. повышение стоимости материалов при производстве

4. повышение ставок утилизационного сбора

Учитывая падение реальных доходов населения, спрос на автомобили продолжает оставаться низким. Так, в 2008 или в 2012 году он был выше в 2 раза. Автомобиль в нашей стране все ближе в тому, чтобы, как и в былые времена, превратиться из средства передвижения в роскошь, позволить которую может себе далеко не каждый. В целом все авто, купленные в 2019 и первой половине 2020 года, сейчас можно продать за ту же цену.

Эксперты утверждают, что ситуация с ценами на российском рынке автомобилей стабилизируется после 1-ого квартала 2022 года. Но верить этому или нет, решать вам, уважаемые читатели.