Найти тему
ИстПросвет

Три главных периода Киевской Руси, проливающих свет на ее истинную историю

Оглавление

Киевская Русь породила три восточнославянских народа. Но сама она не видела их рождения, потому что её историческое время довольно быстро истекло. Учёные выделяют в политической истории киевской державы три периода, один из которых определяется с лёгкостью, а два последних пересекаются внутренними границами. Посмотрим, что они нам расскажут.

Русы были пришельцами, воинами,  купцами и строителями государства
Русы были пришельцами, воинами, купцами и строителями государства

Первый период - эпоха героев и победоносных войн

Первый период растянулся почти на столетие. Начало ему положил князь Олег в 882 году, когда хитростью завладел киевским троном и правил, сидя на нём, от имени малолетнего Игоря. Затем в "должности" великого князя его сменили Игорь, Ольга и Святослав. Гибель последнего в 972 году ознаменовала конец начального этапа в жизни Киевской Руси.

Это был период победоносных войн и быстрого поглощения территорий. Используя транзитные выгоды Днепра, на котором стоял Киев, русо-варяжские князья сделали его центром и перевалочным пунктом на пути "из варяг в греки". Они распространили своё влияние по всему Днепру, а также сделали данниками и "пактиотами" восточнославянские племена. Своих соперников за политическое господство киевские русы устранили с исторической сцены.

"Так создалось обширное политико-экономическое объединение, которое было не только готово, но и способно бросить перчатку могущественной Византийской империи" (О. Субтельный).
Ярослава Мудрого (1036-1054)
Ярослава Мудрого (1036-1054)

Второй период - созидательный (от войн к миру и процветанию)

Второй период Киевской Руси - самый показательный. Если бы кто-то проводил экскурсию по её прошлому, обязательно делал бы длительную остановку в промежутке между 980 и 1054 годами, расхваливая достижения двух незаурядных фигур - Владимира I (980-1015) и Ярослава Мудрого (1036-1054).

Эти выдающиеся деятели не были ангелами, пока боролись за власть, но укрепившись на троне, каждый показал себя с лучшей стороны. При них Киевская Русь консолидировалась. С территориальными войнами было почти покончено. От ратных подвигов страна перешла к социально-экономическому и культурному развитию. Политическое могущество Киевской Руси было беспрецедентным. Забота о внутреннем развитии и благосостоянии подданных становится главным приоритетом княжеской власти.

С введением христианства и усиленной христианизации городов в социальную среду проникает новая (высшая на тот момент) культура. Мировоззрение людей начинает меняться. Появляется письменность, грамотность и все производные от этих категорий. Формы общественной жизни становятся более сложными. "Пишутся законы, крепнет правосознание, устанавливаются более или менее незыблемые порядки".

Мстислав Владимирович Великий (1076-1132)
Мстислав Владимирович Великий (1076-1132)

Третий период - конфликтный и самый неудачный

Конец второго периода и начало третьего - последнего - точно не определён. Первые тревожные звонки стали раздаваться в 1054 году вскоре после смерти Ярослава Мудрого. Однако, скорее всего, "начало конца" Киевской Руси следует отнести к распрям князей, начавшихся после правления Владимира Мономаха (1113-1125) и сына его Мстислава Великого (1125-1132), то есть в 1132 году.

Разорительные войны членов правящего княжеского семейства вспыхивали почти ежегодно вплоть до нашествия монголо-татар и окончательного разорения Киева в 1240 году. В тот день, когда монголы взяли город, история Киевской Руси завершилась.

Но ещё раньше, в 1169 году, Киев захватил и разрушил суздальский князь Андрей Боголюбский. Его уход на север и отказ от киевской короны, его нежелание "любой ценой удержать древнюю столицу" в своих руках свидетельствовал о том, что распад Киевской Руси не за горами, а её прежняя столица стала лишь игрушкой в руках князей-честолюбцев. Вместе с князьями центр Киевской Руси терзали кочевники. Начался массовый отток населения на её окраины. Монголы лишь поставили окончательную точку в этой исторической драме.

Таким мог быть древний Киев
Таким мог быть древний Киев

Краткое обобщение

Разбивка исторического явления на части - это анализ, но если нужно "синтезировать" общий ответ, он будет звучать примерно так. "Киевская Русь не была государством в современном смысле этого слова". Она не имела централизованного управления и прочих институтов государственной власти, к которым привыкли мы. Единственная "ниточка", связывавшая центр Киевской Руси и её окраины, был сбор дани. Именно так осуществлялась прямая и обратная связь "правителя с управляемым им народом".

Проблема государства в нашем современном понимании для Киевской Руси была не актуальна. О народе правители думали лишь постольку-поскольку (за редким исключением, о чём упоминалось выше). В основе их политики лежали личные и династические интересы. Общество Киевской Руси было аморфным. Каждый город, каждое село стояли за себя. Князья предпочитали создавать вотчины, вкладывали в них свои силы и называли их своей "жизнью". Любую сложную внутриполитическую проблему в Древней Руси приходилось решать грубой силой.

Заключение

Киевская Русь была колоссом на глиняных ногах. Тем не менее уровень её "общественно-политической и экономической организованности" постепенно возрастал, и к 11-12 векам поднялся очень высоко.