Это стихотворение Леонид Владимирский написал в 90 лет, после выступления в детском доме:
Годы мчатся все быстрее. Поперек дороги
— остановки, юбилеи, подводить итоги.
У меня случится скоро юбилей-мистерия.
Девяносто. Вот умора. Даже сам не верю я.
А сегодня невзначай подошла девчушка:
«За картинки. Это к чаю». И дала мне сушку.
Этот солнечный кружок всех наград дороже.
Значит, очень хорошо жизнь свою я прожил.
Коренной москвич из очень интеллигентной семьи, инженер по образованию, фронтовик... Вроде бы, ничто не предвещало карьеры художника? Любил рисовать, но кто же в детстве не любит?
И вдруг после войны старший лейтенант Владимирский Леонид Викторович поступает во ВГИК. И не не популярнейшее актёрское отделение, как "нормальные" люди, а на "несерьёзный" факультет мультипликации!
Почему? Это он сам объяснит целую жизнь спустя: "Моей душе не больше девяти лет!"
Целиком "своих" мультфильмов не сделал потому, что почти сразу определил для себя узкую специальность - создавать уникальных персонажей. И не беда, если фильмы с ними снимут другие - рисунки вполне могут зажить самостоятельной жизнью, стать иллюстрациями!
Вот это чудо было сделано в студенческие годы для будущего мультфильма - а получилась серия иллюстраций к "Незнайке":
Полностью авторский диафильм - дипломная работа "Руслан и Людмила".
Из рассказов Леонида Викторовича о том, как он искал и находил образы своих героев, можно составить отдельную увлекательную книжку. Буратино (а позже - Элли) - это его дочка, а вот остальные так легко и быстро не находились. По десять вариантов Страшилы, Тилли - Вилли, Арахны... И десятки "Людмил"! Просто нарисовать красавицу - не выход потому, что вкусы у людей разные. Сколько ни показывал рисунки знакомым - ни одна Людмила не встретила единодушного одобрения. То "хабалка", то "буфетчица", то "типичная студентка".
Наконец, решил - Людмила должна быть такой, чтобы нравилась самому Пушкину. Пусть будет похожа на Натали Гончарову!
А первая полностью проиллюстрированная книга - "Приключения Кьодино - винтика" Марчелло Арджилли. Почти серьёзная повесть о том, как механический мальчишка повидал жизнь, объехав целый мир с бродячим цирком.
Повесть Владимира Муравьёва "Приключения Кольки Кочерыжкина" вышла отдельным изданием. Задача для художника непростая, ведь персонажи - насекомые. Попробуйте очеловечить жуков и стрекоз!
Но наброски, где виден процесс работы, едва ли не интереснее законченных рисунков:
Случалось в те годы и подрабатывать рисованием афиш. Захочется посмотреть фильм, увидев такого Ноздрёва?
Но почему при жизни мастера так и не был сделан цветной диафильм "Буратино"?! Только чёрно - белый. Экономия, что ли? А ведь все рисунки к нему были готовы ещё на исходе 50-х лет!
Отчаявшись дождаться, Владимирский выпустил книгу своих иллюстраций с кратким, как для диафильма, текстом - для тех, кто ещё только учится читать.
И "Чиполлино" Родари тоже был издан в сокращённом варианте - с роскошными иллюстрациями:
Но и "толстые" книжки становились куда интереснее благодаря рисункам Леонида Викторовича.
Повесть "Чао - победитель волшебников" - единственная "детская" книга вполне взрослого фантаста. Петроний Гай Аматуни (имя настоящее) написал классическую историю по ребят - попаданцев, наводящих порядок в сказочной восточной деспотии с помощью перепрограммированного мальчишки - робота. Иллюстрации к этой истории стали отдельным произведением искусства!
Так же как и к сказке Маргариты Фаддеевой "Приключения Петрушки". Эта книжка, может быть, вообще прошла бы незамеченной, если бы не роскошное оформление! (Ведь читала её в детстве. Сама сказка забылась - а рисунки помню. Буквально каждый).
Но и самые известные, абсолютно классические сказки начинают играть новыми красками, если, например, проиллюстрировать те эпизоды, на которые другие художники как - то не обратили внимания.
Все рисовали необъятных Трёх Толстяков Олеши, а вот заметить горе Тутти (первая в жизни потеря - умерла подружка!) - это дано не каждому:
И трусливого гувернёра тоже надо увидеть!
А вот рисунки к "Путешествию Голубой стрелы" Джанни Родари получились ... реалистичными. Вероятно потому, что это - одна из самых реалистичных сказок на свете. Даже несмотря на то, что её герои - куклы, которые решили сами найти себе хозяев.
Для художника, конечно, все работы - родные дети, и всё же самой любимой для автора стал огромный цикл рисунков к "Волшебнику Изумрудного города" со всеми его продолжениями. А автор, Волков Александр Мелентьевич - ближайшим другом.
И когда друг умер, Леонид Викторович закончил за него последнюю книгу "Тайна заброшенного замка". Дорисовал и дописал.
И так ему не хотелось расставаться с героями, что сам написал ещё одно продолжение "Буратино в Изумрудном городе". Познакомил своих самых любимых героев - Буратино и Страшилу.
А книги и рисунки "для взрослых"? Их теперь и не вспоминают - а жаль! Вот хотя бы "Австралия. Путевой альбом". Кому же не захочется потискать коалу?
Или перечитать "Землю Санникова". Книга с иллюстрациями Владимирского давно стала библиографической редкостью.
И всю жизнь писал стихи. Не для печати - просто для себя. Получился сборник "От восхода до заката". Одно из последних стихотворений, которым можно и закончить рассказ о Чародее Детской Книги:
Манифест.
Узнать все краски,
понять их звоны,
стихов и сказок
открыть законы!
Не будет скуки
и многоточий,
работать — сутки,
любить — так очень!
Добиться в жизни
большой удачи...
Счастливым буду,
и не иначе!
(иллюстраторы - тема неисчерпаемая. Но интересная ли? Продолжать ли?)