Алан Клейсон, биограф легенды Rolling Stones Чарли Уоттса, который недавно умер в возрасте 80 лет, рассказывает о человеке, который был как бы невидимой основой, базисом музыки Стоунз, и он говорит, что, если бы Чарли не добился успеха со "Стоунз", он мог бы наслаждаться спокойной семейной жизнью или быть одним из наших величайших джазовых деятелей...
У него была выдающаяся карьера барабанщика в Rolling Stones. Когда они были признаны величайшими рокерами всех времен в опросе 1990 года, группа оставила позади Боба Дилана и "Битлз" на втором и третьем местах.
Тем не менее, в другой жизни Чарли Уоттс, возможно, был бы вполне доволен гораздо более обычными занятиями, возможно, устраивал бы семинары “ритм и импровизация”, погружаясь в музыку. Как другие семейные мужчины мог бы заниматься поделками, фотографией или спортом.
В ожидании неожиданной судьбы рок-звезды подростковое воображение Чарли было захвачено всеми корнями и ответвлениями джаза. Героем его детства был саксофонист би-боп Чарли “Ярдберд” Паркер.
Чарли купил пару проволочных щеток в 15 лет и соорудил малый барабан из сломанного банджо, соорудив подставку из конструктора. Получив подержанную барабанную установку в качестве рождественского подарка в 1957 году, он пришел к пониманию - к счастью для соседей – что “одна из самых замечательных вещей с барабанами - это уметь играть тихо".
В 60-х годах для Чарли начались качели - то он присоединился к музыкальной группе, затем стал играть в современном джазовом ансамбле, и уже потом в Blues Incorporated, местной группе в Ealing club в марте 1962 года. Но, будучи погруженным в джаз, он, тем не менее, был “знаком с рок-н-роллом”.
“Я знал таких людей, как Screaming Lord Sutch, и вполне привык к Чаку Берри и всему такому”, - сказал Чарли.
И это было очко в его пользу, когда "Роллинг Стоунз" понадобился постоянный барабанщик. В январе 1963 года – после долгих мучительных арифметических вычислений и сомнений - Чарли связал свою судьбу с Миком Джаггером, Брайаном Джонсом, Китом Ричардсом, Иэном Стюартом и Диком Тейлором, которого вскоре должен был заменить Билл Уайман.
Чарли сменил Карло Литтла, который также играл со Screaming Lord Sutch’s Savages. Сатч позже сказал: “Карло мог бы стать мультимиллионером, если бы не записал номер телефона Чарли для Брайана Джонса”.
Вместо этого Литтл будет управлять трейлером с хот-догами во время концерта "Стоунз" на стадионе "Уэмбли" в 90-х годах. Он умер в 2005 году.
Блюдо под названием Роллинг Стоунз стремительно готовилось. Многие отговаривали Чарли от такого решительного шага присоединиться к Джаггеру и его компании. В эпоху, когда бит-группы должны были одеваться почти одинаково, именно самый новый (и наиболее консервативно одетый) участник Stones Чарли Уоттс возглавил их восстание против "корпоративной униформы", которую он был обязан носить для ранних телевизионных выступлений.
И все же Уоттс презирал неряшливость. “Мне не нравились джинсы и свитера”, - объяснил он. “Я подумал, что парни выглядят неопрятно и чувствуют себя не так хорошо, как я в своих костюмах с мешковатыми брюками.”. Он продолжал носить костюм, но не хотел, чтобы все носили одинаковую одежду. Годы спустя журнал GQ похвалил его за умную выходку.
Даже в личной жизни, он шел против правил. Он женился на своей девушке Ширли Энн Шепард в 1964 году. Их совместная жизнь продолжалась 57 лет.
Познакомившись, они на некоторое время отдалились друг от друга после первых хитов "Стоунз", и Чарли позволил себе немного расслабиться. Но, придя в себя, он решился на окончательный шаг, несмотря на риск, что послевоенные поп-звезды могли потерять поклонников, если бы женились. С откровенностью мужчины "среднего возраста" Уоттс настаивал: “Я не был заинтересован в том, чтобы быть поп-идолом, и все еще думаю, что это глупо”.
Всякий раз, когда Чарли ко рту подносили микрофон, он был немногословен, и какой-то журналист окрестил его как “Безмолвный камень (Silent Stone)”, прозвище, которое прижилось с середины 60-х годов, когда Стоунз уже метили на место "самого опасного" соперника "Битлз".
Позже, когда позволяла его работа в"Стоунз", Уоттс создал различные джазовые группы. И когда один из них появился в Нью-Йорке в 1986 году, бывший менеджер Stones Эндрю Луг Олдхэм был в восторге от того, что Чарли “оказался именно там, где хотел быть всегда”.
Однако предпочтительнее шума стадиона для него и Ширли был покой и свежий воздух на его ферме в Девоне. Охота, рыбалка и стрельба не нравились вегетарианской паре, но пристройки включали конюшни для арабских лошадей, которых разводила Ширли. А Чарли “наслаждался обществом собак больше, чем обществом людей”.
Он добавил: “Не то, чтобы я ненавидел подобных себе, но через некоторое время они же сочтут меня жалким маленьким человечком”.
Среди других его интересов было коллекционирование сувениров о гражданской войне в Америке и отношение к барабанам. Он также был знатоком итальянских мраморных свиней. Но какой бы обыденной не казалась жизнь иконы рок-музыки, которой когда-то поклонялись и которую наблюдали издалека, Чарли и его супруга с удовольствием принимали приглашения от местных сообществ и посещали различные зрелища на праздники, выставки овчарок, и особенно арабских скакунов, а также церковные мероприятия. Чарли понимал, что в его "деревне" из года в год ничего не происходит и ему было приятно, что его скромная персона несколько скрашивала скучную жизнь округи.
Огромный гонорар за шоу "Стоунз" в Нью-Йорке накануне миллениума не смог оторвать его от тихой уютной жизни в его убежище на Западе Британии. Он не приехал на церемонию введения группы в Зал славы рок-н-ролла.
Он участвовал в отборе песен на Радио Четыре для потерпевших кораблекрушение. И как и следовало ожидать, записи, которые он выбрал, были в основном из эпохи джаза. Но он также включил отрывок из получасового клипа Хэнкока, "Жаворонок" Воана Уильямса и отрывок из балета Стравинского "Петрушка". И по подсказке ведущей Сью Лоули он описал жизнь, в которой подчеркивалось несоответствие между барабанщиком, который всегда позади группы на концерте, и хвастливым вокалистом. “Я не знаю, как он это делает”, - сказал Чарли. “Людям нравится смотреть на него. Он фантастически великолепен".
В то время как Мик снялся в специальном телевизионном выпуске, чтобы увеличить продажи своего последнего сольного альбома, Оркестр Чарли Уоттса стал выступать в клубах по многим странам. Чарли умело обеспечил постоянную, хотя и лаконичную гастрольную работу всему джазовому ансамблю.
Он признал, что его статус одного из "Роллинг Стоунс" гарантировал всем подобным начинаниям внимание, которого они не заслуживали бы при более обычном ходе событий. Тем не менее, он мог бы занять место в истории как по-настоящему великий джазовый лидер.
=============================
Прочитать о Роллинг Стоунз
Концерт в Барселоне 2007 год