Канадский писатель Скотт Бэккер известен прежде всего как автор эпических фэнтезийных циклов, наполненных великими магами, столкновениями могучих империй, масштабными войнами и сражениями, шпионами, предателями и прочей обязательной атрибутикой современного фэнтези. Однако помимо этого он одновременно работает и в жанре, который можно назвать «слегка фантастическим триллером». Именно в этом стиле написаны книги о детективе Апостоле Мэннинге и жутковатый роман «Нейропат».
Если вспомнить подзабытые термины, то «Нейропат» - это классическая «фантастика ближнего прицела», только по сравнению с советским воплощением этого понятия надо сменить знак «плюс» на категорический «минус». Да, увы — мы все сейчас живем в пространстве, которое Стругацкие когда-то назвали «мир страха перед будущим», и «Нейропат» - отличное тому подтверждение.
Что не меняет того факта, что книга написана очень хорошо. Для пущей жути автор к достаточно стандартному блюду из детективного ассортимента в виде совершенно рехнувшегося серийного маньяка добавил ядреную специю в виде отсылок к современной нейронауке — отчасти вполне научных и уже доказанных фактов, отчасти авторских экстраполяций и пока не проверенных (и, пожалуй, спорных) научных гипотез. Местами книга даже начинает смахивать на научно-популярное издание, и надо специально себе напоминать, что не все из написанного стоит воспринимать буквально и безоговорочно.
Суть всего этого жонглирования передовыми нейроисследованиями и гипотезами сводится более-менее к одному фантдопущению: вся наша свобода воли в реальности не такая уж и свободная и не такой уж и воли, и если ее и не совсем уже нет, то как минимум мы на самом деле представляем собой далеко не то, что о себе думаем. Мысль, строго говоря, не такая уж новая и свежая, ее еще в шестидесятые годы подымали на свое знамя модные тогда бихевиористы. Потом бихевиористы потерпели сокрушительное научное поражение, понятие свободы воли было реабилитировано, но вот подоспели новейшие технологии, и вопрос опять начал упираться во все научные ребра самыми неожиданными и острыми углами.
Интересно, что Бэккер, как и Уоттс в своей «Ложной слепоте» активно опирается на работы Томаса Метцингера, прежде всего на «Быть никем» и «Туннель Эго». Увы, Бэккер связан с нейронаукой даже еще в меньшей степени, чем его коллега-философ Метцингер, и потому местами его домыслы в романе выглядят именно что домыслами, но это не так уже важно — в конце концов не стоит ждать научной точности от триллера-страшилки.
А «Неропат» - это именно страшилка, причем сразу как минимум на двух уровнях. Нижний, простейший — это жуткая история с расчлененкой, совершенно лишенным морали и эмпатии психопатом, местами даже чересчур чернушная в своей неприкрытой откровенности. Но если задуматься, то весь этот макабрический антураж нужен автору только для того, чтобы поставить определенные вопросы: уверены ли мы, что наука в сплаве со спонсорами от коммерции (или даже так — в сплаве с Большим Капиталом, подразню немного либералов, если они вдруг прочитают эту статью) ведет нас именно к великим благам и процветанию?
Ни для кого не секрет в наши дни, что люди - это куда более управляемые и программируемые объекты, чем они сами верят. Но что, если «свобода воли» и сознание - это все-таки иллюзия, создаваемая нашим «эго» в качестве непрерывного оправдания рефлекторных поступков? И если наука таки сможет точно определить центры принятия решений, что мешает создать и определенные механизмы, управляющие этими центрами извне — вплоть до самого базового уровня?
Честно говоря, учитывая скорость, с которой развивается современная нейронаука, на мой взгляд эти вопросы куда страшнее чем банальный сумасшедший профессор со скальпелем и хитроумными разработками, устраивающий локальный апокалипсис на страницах романа. Остается надеяться, что Скотт Бэккер все-таки погорячился со сгущением красок, и управляет нами все-таки именно наша свободная воля, а не банальный набор переключателей рефлекторных реакций.
Надеюсь, то что нам предстоит, как я думаю, в скором времени выяснить, нам понравится. Каков бы ни был ответ.