Помните, как в детстве спорили, кто самый сильный? Будь то — мушкетёр, черепашка-ниндзя, Штирлиц или Мюллер. Да, в моём детсаду велась и такая дискуссия. Я был за Мюллера. Сейчас понимаю почему — из-за Броневого. Нравился и всё тут. Для ребёнка это часто главный критерий. Сейчас я взрослый (?) и периодически читаю «Властелина Колец». Предлагаю своего самого «сильного» персонажа. Знакомьтесь, Том Бомбадил (или просто Том). И вот почему.
Кто это, Бэрримор?
Большинство даже не знают о таком, правда? Его почти нет в кинотрилогиях Питера Джексона. Почти? Режиссёр наделил Древня частью характеристик Тома: он именуется пастырем леса, постоянно что-то напевает себе в длинную мохнато-деревянную бороду. Спасает Мерри и Пиппина от смертельных объятий Старого Вяза в лесу Фангорн. Но и только.
Что спрашивать с Джексона, когда сам Толкин обошёл вниманием Тома — персонажа настолько глубокого, насколько обделённого временем повествования. Его чуть ли не украли у нас!
В таком авторском жесте хочется усмотреть концептуальную асимметрию: Тома Бомбадила так же мало в произведении, как велик его потенциал влияния на ход событий: уничтожения Единого Кольца и, соответственно, Саурона.
Особые приметы Тома: улыбчивый бородач, синяя куртка, жёлтые сапоги, шляпа со вставленным пером зимородка.
Что в имени тебе моём?
«Коллекционер мха» — так назовёт Тома Бомбадила Гэндальф в конце заключительной книги «Властелина Колец» «Возвращение Короля». Себя же — камнем, обречённым на подвижность, ссылаясь на поговорку «камень, который катится, мха не собирает».
Местное население именуют Тома так:
- эльфы: Йарвен Бен-Адар, что в переводе — «старик без отца» (красиво);
- люди и гномы: Оральд и Форн соответственно — «древний».
Сам Толкин говорит о Бомбадиле как о «старом-молодом», а ещё называет Ab-Origine (абориген), «тот, кто с самого начала».
Супруга Тома Златеника, объясняя Фродо что такое Том Бомбадил, говорит просто: «Он есть он». Если интерпретировать это высказывание в системе христианства, а Толкин был набожным католиком, получается «Я есмь Сущий».
Сущему автор посвятил аж 3 главы в первой книге «Властелина Колец» «Братство Кольца» только ради того, как утверждает Чарльз Нод, чтобы в романе было «приключение в дороге».
Проблемы индейцев
Тому Бомбадилу нет особого дела до бед местного населения здесь и сейчас. Он существует вне времени, всегда. Мириады событий произошли на его глазах. Том помнит дни, когда ещё не закруглились море и небо.
Текущее же состояние дел в Средиземье таково, что всё «положительное» страшится обретения Сауроном его детища — Кольца Всевластия. Тогда чаща весов неминуемо качнётся в сторону «отрицательного» и придавит свободный мир Запада злобой и всепожирающим хаосом.
Кольцо можно спрятать, выкинуть в море или уничтожить. Воспользоваться им даже из самых лучших побуждений — сыграть на руку Врагу, поскольку Оно — суть Зла и рано или поздно извратит и узурпирует душу носителя, превратив его в раба своего единственного хозяина.
В чём сила?
Кольцо не имеет никакого влияния на Тома Бомбадила. Надев его он не исчезает, как Фродо, и видит исчезнувших под чарами кольца. Оно само способно «потеряться» по прихоти Тома, словно монетка у фокусника.
Он неизмеримо древнее и кольца, и его хозяина. Гэндальф утверждает, что попросив Тома спрятать кольцо, он, конечно, согласится, только не поймёт зачем. Со времени забудет о нём и потеряет. Для Тома Кольцо Всевластия всего лишь ничтожная безделушка.
Тому Бомбадилу не нужны «костыли» вроде магических колец и посохов для волшебных творений. Подобно Эру Илуватару, «Единому отцу всего», ему достаточно собственного голоса.
Потенциал Тома Бомбадила таков, что нет внятного расстояния, которое бы позволило разглядеть его величину. Истинный объём Тома как будто скрадывает ничтожность (для него) событий во «Властелине Колец». Его сверхъестественные силы не актуальны для «мелководных» проблем сюжета, а масштаб фигуры не вписывается в проекцию повествования.
Том это тот, кто устроил пикник на обочине. И он там всегда: был и будет. «Аз есмь».
IDDQD
Представим, что Том Бомбадил, а не Фродо, понёс Кольцо к Ородруину на утилизацию.
Как doomguy в режиме бога, напевая свои песенки, он мерным шагом проходит с запада на восток. С пинка сносит ворота Мордора. Лузгает, словно семечки, орков, гоблинов и прочую нечисть. Назгулов аннигилирует взглядом.
Вот и жерло Роковой Горы. Том щелчком отправляет Единое Кольцо в небытие.