Кнутом и пряником можно дрессировать только животных. Вознаграждение и наказание не формирует мотивацию, потому что человеческая мотивация требует вдохновения. Требует целеполагания, осознанных действий, искреннего интереса, то есть активного взаимодействия с окружающим миром.
Родители могут стать примером для ребенка, проживая свою вдохновленную жизнь: правильно расставляя приоритеты и наполняя ее тем, что ценно.
Геттингенский университет проводил исследование ментального здоровья, в котором обратили внимание на невероятный с точки зрения биологии феномен вдохновения. Оказывается, что наш мозг меняется независимо от того, насколько мы его используем, а в зависимости от того, с каким вдохновением мы его используем. Понаблюдайте над маленькими детьми. Их мозг развивается с невероятной скоростью (быстрее, чем в каком-либо другом возрасте). Но обратите внимание, как проходит их день: они постоянно открывают новое, удивляются, интересуются. Маленькие дети помимо когнитивных центров мозга задействуют и эмоциональные.
Когда мы чему-то радуемся, в нейронные соединения начинают попадать нейропластические трансмиттеры (действующие на мозг как «удобрение»), которые активизируются не тогда, когда мы зубрим, а когда мы учимся с вдохновением. И все, что вы сделали или выучили в состоянии вдохновения, останется надолго, благодаря тесным нейронным связям.
Таким образом, наука говорит нам о том, что самое интенсивное обучение происходит в момент максимального вдохновения. Знают ли об этом учителя, директора школ, министры образования? Но об этом могут помнить родители школьников. Поэтому максимально важно поддерживать в своих детях энтузиазм. Школьный путь – это часть жизненного опыта. И в наших силах сделать так, чтобы воспоминания об этой части жизни вызывали положительные эмоции.
Возвращаясь к теме подросткового «ничегонехочу». Нарушения мотивация возникают у детей в тех случаях, когда их волю замораживают. Когда на корню зарубается росток вдохновения. Когда в окружении ребенка нет энтузиастов. И в наших силах создать для него вдохновляющую, поддерживающую среду.