Есть некоторые правила, которые помогают найти не просто выход из ситуации, а выход достоверный, в который поверит читатель. Соберу эти правила. Итак…
1. Способ должен быть подготовленным (даже случайный)
Случай-«рояль», то есть возникший ни с того, ни с сего – самый неудачный способ.
2. Выбранный способ должен соответствовать характеру героя
Если герой до этого был пассивен, ему все время помогали друзья, если он так ничему и не научился, то вряд ли герой сможет сделать что-то сам.
3. Способ должен быть достоверным и логически (и жанрово) оправданным
Например, в фантастике звездолет терпит аварию, и космонавт вынужден выживать на какой-то планете. Достоверно и логично, что он будет использовать то, что у него осталось при себе. А вот если у него в кармане "обнаружилась" волшебная палочка - это уже переход в другой жанр.
4. Любой способ должен иметь причинно-следственные связи
Любой способ должен иметь причинно-следственные связи (тогда он не получится случайным), быть убедительным.
Например, сцена миледи и лейтенанта Фельтона в «Трех мушкетерах» у Дюма. Миледи Винтер, прежде чем разыграть невинную жертву, всесторонне изучила характер лейтенанта Фельтона, просчитала не только свое освобождение, но и убийство герцога Бекингэма.
Наблюдательность, знание психологии не раз помогали Миледи выкручиваться из передряг. Она понимала и использовала причины, которые заставляют человека совершать то или иное действие. Понимая причины, она рассчитывала и следствия.
И она умела убеждать. Если вы читали роман, то помните, что даже в последние минуты своей жизни ей удалось найти нужные слова, нужную интонацию. Если бы д,Артаньян был один, он бы ее отпустил.
5. «Многоходовой» способ всегда интереснее обычного
А если ходы создают для героя еще больше препятствий – вдвойне интересно.
Например, у того же Дюма можно увидеть, как выстраиваются "ходы":
→ граф Монте-Кристо не просто попадает в тюрьму, эта тюрьма находится в таком месте, откуда бежать невозможно. Граф пробовал многое (даже хотел покончить с собой), прежде чем услышал звуки и сделал подкоп.
→ Однако там тоже не свобода, а другая камера. Вместе с аббатом Фариа он готовится к побегу.
→ И тут снова удар, да еще какой – аббат умирает.
→ Граф видит, что покойника зашивают в мешок, решает заменить аббата. Ни герой, ни читатель не думают, а как же потом выбраться из могилы. Напряженность растет.
→ Такая последовательность ходов вполне оправдывает дальнейшие случайности – аббата решено хоронить вечером (и читатель уже верит, что, даже если бы все случилось не так, граф все равно нашел бы выход).
→ Следующий шаг тоже «на грани»: мешок с графом Монте-Кристо выбрасывают в море. Из мешка нужно выбраться, а потом еще и плыть неизвестно куда. Остров, на который приплыл граф, тоже случай, но все достоверно, логично.
Путь графа на волю занял 14 лет.
6. Самостоятельное решение всегда интереснее, чем помощь
Это так потому что самостоятельность открывает все грани характера героя, мобилизует его силы, знания, умения. Читатель сопереживает, верит и желает герою счастья. Помощь же несколько снижает напряжение.
7. Желательно, чтобы способ был оригинальным, а не стереотипным, шаблонным
8. В осуществлении выхода из «безвыходной» ситуации проявляется весь характер героя
Его реакции, эмоции, поступки тоже должны быть достоверными, логичными. Здесь тоже хорошо бы соблюдать правила:
► Нахождение способа – это всегда осознанные размышления. Отчаяние, панику должно сменить состояние, когда герой способен думать.
► Оценка ресурсов.
► Рациональное расходование энергии – основа нахождения способа.
► Сила воли этому способствует.
► Фокусировка на ресурсах, моделирование ситуации, варианты, просчитывание всего перед поступками. Герой обязан совершить невозможное, чего еще никогда не совершал.
► Готовность чем-то жертвовать.
► Он должен думать и о тех, кто его окружает.
P.S: Все в статье – размышления автора, основанные на наблюдении, анализе и синтезе, личном писательском опыте, и не навязываются как истина в последней инстанции.
Вся статья:
1. Безвыходная ситуация: реальная и мнимая
2. Девять ловушек для писателя при создании "безвыходной" ситуации"
3. Способы выхода из такой ситуации, формула способа
Огромное спасибо за помощь Тиму Яланскому.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
Статья на сайте
литература писательство писательское мастерство как написать книгу