Найти тему
Стереотипы

ФИЛЬМОГРАФИЯ: Клер Дени. Часть 2.

Мы продолжаем обозревать фильмографии режиссеров авторского кино.

Белый материал(2009)  White Material
Белый материал(2009) White Material

Вторую часть фильмографии французского режиссера Клер Дени начинает фильм "Белый материал" (2009). Участие Изабель Юппер стало несомненной удачей картины. Героиня управляет плантациями по выращиванию кофе в черной Африке. Но волны гражданской войны накрывают страну. Она мужественно сопротивляется обстоятельствам, пытаясь все-таки собрать урожай. Юппер не первый раз участвует в работе, посвященной жизни европейцев в постколониальных странах, а Дени не первый раз делает фильм о родной Африке, и делает это с беспощадным знанием реалий. Это великолепная реалистичная работа с выверенным монтажом понятно расскажет весьма драматичную историю. Но Клер Дени не отступает от своей фирменной манеры: ее камера видит очень много нюансов, погружена в быт, лица, ландшафты. Получается богатая эпическая картина. Возможно, это лучший фильм Дени, во всяком случае наиболее смотрибельный для массового просмотра.

 Славные ублюдки(2013)
Les salauds
Славные ублюдки(2013) Les salauds

Выйдя на широкий мировой экран Клер Дени создает еще одну работу, которая доступна для массового восприятия, если брать во внимание сюжетную понятность - "Славные ублюдки" (2013). Но ее манера не изменилась. Ее интересуют крупные планы мужской спины, силуэт мужчины на ночном фоне, женщина, взятая камерой сверху, идущая по блестящей ночной мостовой, море разных нюансов, которые буквально заливают картину. Эта страшноватая по содержанию вещь наверняка вызвала оторопь и нарекания кинокритиков. Но в своем репертуаре Дени создала почти идеальный фильм. Главный герой пытается отомстить одному плохому бизнесмену, который сильно навредил его близким. В результате режиссер выносит приговоры человечности, человеческому, в общему всему с корнем "человек". Возможно, в мрачных выводах режиссера виновен поздний возраст. Она не дает возможности наслаждаться сюжетом триллера, вы будете тяжело переводить дух во время просмотра. Но сегодня трудно найти более содержательное кино, независимо от вкусов.

 Впусти солнце(2017)
Un beau soleil intérieur
Впусти солнце(2017) Un beau soleil intérieur

Затем Клер Дени задумалась о судьбе и душевных тревогах женщины в начале пожилого возраста - "Впусти солнце" (2017). Ее помощницей в этом деле стала Жюльетт Бинош. Она играет современную художницу, которая пытается разобраться со своими сердечными делами. Весь фильм состоит из сплошных диалогов. Получился весьма необычный минимализм с замедленно-туповатыми разговорами о переживаниях, в общем, довольно банальных. Дени как будто отдыхает от прошлых жестоких картин и говорит о чем-то интимном, но о чем-то доступном абсолютно для всех. Ее по-прежнему не волнует, будете ли вы смотреть ее кино. Она соблюдает только тот ритм, который считает нужным. И это всегда заставляет зрителя скорее работать, чем отдыхать. И в отношении этой картины это особенно очевидно. Дени не выносит тривиальности ни в чем. И это можно признать ее главным качеством, как и главным качеством всей новой новой волны французского кино. В этом есть какая-то нарочитость и откровенная зацикленность. Но мастера несомненно сильные и оставили свой заметный след в мировом кино текущего столетия.

 Высшее общество(2018)
High Life
Высшее общество(2018) High Life

Затем Клер Дени еще раз приговаривает человеческое, человечность и все, что с корнем "человек" - фильм "Высшее общество" (2018). Что заставляет ее испытывать такую беспросветную тоску, трудно сказать, но французам в принципе органичен универсальный пессимизм. На территории фантастики-утопии Тарковского она играет партию в миноре без малейшего просвета. Группа преступников отправлена со скоростью света изучать черные дыры в космосе. В результате получилась Нелюбовь во французском варианте, очень мастерски и продуманно сделанная. Жюльетт Бинош опять на своем месте. С точки зрения стиля это лучшая вещь Клер Дени, но ее труднее всего воспринимать. Здесь каждая сцена содержит препятствие к своему восприятию, здесь каждый кадр кричит о внутреннем дискомфорте. Это живопись, похожая на позднего Гойю. Монументально и довольно претенциозно, но когда французов смущали обвинения в претенциозности? Это французский арт-хаус высочайшего класса, и хотя бы поэтому стоит претерпеть почти два часа для знакомства с ним.

Это была продублированная на русском языке фильмография Клер Дени. Это трудно кино, но это весьма содержательное кино. Приятного просмотра.