Найти тему

БЕЗВЫХОДНАЯ СИТУАЦИЯ В КНИГЕ – 1: реальная и мнимая

Сначала разберемся – о каких безвыходных ситуациях пойдет речь в статье. По сути, весь путь героя к цели – это череда ситуаций, из которых он так или иначе выпутывается. И каждый раз у читателя нет догадок, а как же герой это сделает. Самая опасная из таких ситуаций чаще всего является кульминационной, это своеобразный переломный момент, перевертыш, когда меняется абсолютно все. Такая ситуация всегда интересна читателю. Она заставляет сопереживать, переживать, следить за судьбой героя.

Реальная безвыходная ситуация – это когда у героя нет выбора поступить так или иначе, нет пространства для маневра, а подчас и времени. Однако она может быть в тексте.

Какие же безвыходные ситуации бывают, и где их разместить?

1. Герой перестает существовать по своей воле
Все ситуации ведут к такой развязке, а самая страшная, которую сам герой считает безвыходной, как правило, находится в конце его истории (например, героя второго плана): Куприн, «Гранатовый браслет», Толстой «Анна Каренина».
Такая ситуация может касаться персонажа, заканчивать его сюжетную линию.

2. Герой перестает существовать не по своей воле
Ситуации в истории самые разные. Стопроцентная безвыходная ситуация, как правило, в развязке (или в развязке сюжетной линии значимого персонажа). Герой совершает все значимое и достигает своих целей до последней безвыходной ситуации. У героя вообще нет никакого выбора – ни видимого, ни невидимого, ни мгновенного, ни отложенного. В такой ситуации герой не может действовать. Он может говорить, смеяться и даже командовать собственным расстрелом, как герой романа Э.Л. Войнич, «Овод», но, увы, он не может спастись.

3. Герой жив, но счастья нет
В истории герой попадает в ситуации, когда его выборы ограничены и не устраивают его частично или полностью. Герой либо смиряется со своей судьбой, либо остается с призрачной надеждой, либо ждет, когда ситуация все-таки разрешится. Такая ситуация безвыходной кажется герою, но не писателю. Поэтому она может находиться в любом месте текста. В начале: Дюма, «Граф Монте-Кристо». В середине: цепью ситуаций, когда одна «безвыходнее» другой, – Фостер, «Чародей с гитарой». В конце: Куприн, «Олеся». Мало того, она может сама по себе стать сюжетом: Чехов, «Вишневый сад», Дефо, «Робинзон Крузо».

4. Герой помер, но остался жив

Популярный сегодня прием в разных жанрах. Много раз создатели разными способами оживляли героя в сериале Доктор Кто. В детективах часто «труп» оказывается вовсе даже живехоньким. В сказках употребляют для оживления живую и мертвую воду. В фантастике, мистике куча всяких приемов создать иллюзию, что героя больше нет, а потом он возрождается. Задача писателя – показать достоверно, что такая ситуация произошла и она безвыходная. Главная проблема – не обмануть ожиданий читателя, не сделать появление героя или персонажа, его спасение «роялем» или попросту чудесным без всяких объяснений. Такая ситуация должна готовиться.

5. Герой жив и счастлив
Целая череда самых разных событий, безвыходных в том числе, ведет героя к развязке, когда все заканчивается хорошо. И это самая любимая концовка у большинства читателей.
Здесь тоже
писатель создает ситуацию, которая герою, читателю кажется безвыходной, но только не самому автору. Она называется мнимой. Такая якобы «безвыходная» ситуация может быть в любом месте романа.

Именно о таких мнимых безвыходных ситуациях я буду говорить далее.
Итак,
мнимая безвыходная ситуация всегда ограничивает героя. Примеры: «пиковая» проблема», тюрьма, плен, яма и другие природные ловушки, запертая комната, магический кокон, обездвиживание, попадание в другую реальность и т.д. Герой не имеет выбора действий, ресурсов, средств, а порой и желания выпутываться. Пока герой «на свободе», ситуация не является безвыходной.

Первые четыре случая у хорошего автора не вызывают затруднений. А вот пятый… Он кажется самым простым – создавай герою препятствия, чем они сложнее, тем лучше. Но именно тут нас ждут сюрпризы, ловушки, в которые запросто может попасть писатель вместе со своим героем.

Об этом и поговорим далее.

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
Статья на сайте
литература писательство писательское мастерство как написать книгу