William-Adolphe Bougereau (1825-1905)
А по-нашему можно просто Уильям (и даже, как некоторым официальным переводчикам угодно, Вильям Бугро).
По языковому невежеству моему, меня всегда удивляли французы: столько буковок в словах напишут, а не произносят вслух.
Вот Вильям и хватит. Никаких Адольфов!
Судьба и характер этого великого мастера своей эпохи у меня почему-то ассоциируются с нашим Куинджи.
Оба из очень простых семей, оба стремились именно к академической живописи, оба подолгу выбирали сюжет и тщательно работали над эскизами и картиной, оба щедро занимались благотворительностью и помогали начинающим талантам. Имели характер и принципы. Оба.
Вильяма Бугро вдохновляли художники эпохи Ренессанса. При этом его личный взгляд на эту эпоху был не без критических ноток. Так Боттичелли (скорее его работы) он считал «слишком» нервным, импульсивным. Особенно это касалось «Весны» Боттичелли. Работы же Мантенье он называл «бездушными».
Восхищался фресками Джотто, его умением выразить характер персонажа через жест, серьезно изучал его творчество.
Ну, что ж? Неожиданно. И не похвально ли, когда у человека есть свой взгляд на вещи и тем более на искусство? Значит, есть что заявить самому.
Представьте, Бугро резко отрицал импрессионистов, считая их произведения «незаконченными эскизами». Это отрицание стоило ему забвения. Потому что импрессионисты входили в тренд, а мнение Бугро посчитали вульгарным и ретроградным, как впрочем и все его творчество.
Таков XX век - никакой середины ни в чем... Этот век в общем и целом оценил академическое искусство как ‘плохое’, далекое от реальности. Сам термин «академизм» использовался часто как бранное слово.
А между тем William-Adolphe Bougereau оставил после себя более 800 работ. 50 (!!!) раз выставлялся на ежегодных салонах живописи в Париже, дважды получав главные награды. Про почётные звания академиков нескольких мировых держав я умолчу.
Ну, а несколько позже его соотечественник писатель Ж.-К. Гюисманс язвительно говорил, что Бугро изобрел «газированную живопись».
Современники упрекали его в жанре ню, в потакание низменным чувствам публики. На что Бугро отвечал таким «критикам»:
«Старинное искусство показывает, какой неистощимый источник вдохновения находится в сравнительно ограниченном числе элементов — голове, бюсте, руках, туловище, ногах, животе человека. Сколько шедевров создано, где использованы только они! Зачем тогда искать иные сюжеты для живописи или скульптуры?»
Четко? Пожалуй, да.
А критиков-то было немало. И всем не ответить. Переживал ли художник? Думаю, да.
Вот, например, сам Эдгар Дега ввел даже пренебрежительный термин «bouguereauté» (то есть «бугровщина») для иронического обозначения слишком (?) законченной живописи.
Ярлыки вешать, оказывается, все умеют. О времена! О нравы!
Последние годы жизни Вильям Бугро преподавал живопись в частной школе искусств, воспитал многих выдающихся художников. Среди них такой мэтр XX века как Анри Матисс, который выработал свой почерк и свою палитру красок.
Любопытный факт: ни один из учеников Бугро не продолжил направление, так любовно и тщательно разрабатываемое учителем.
Известен даже конфликт между Бугро и тем же Матиссом, которому учитель посоветовал «не только тщательнее изучать перспективу, но и вообще научиться держать в руках карандаш». Подобно всем академистам, основой живописной техники Бугро считал рисунок. За это его позднее ученики будут благодарить.
А я вот любуюсь его Чашкой молока и портретом чудесного ребёнка. Какой взгляд!..
Примат рисунка.
Крошечные второстепенные детали, так много рассказывающие о человеке… Совершенная живопись. Завораживающая. Красота - она непреходящая. Как и работы Вильяма Бугро, художника с принципами и собственным взглядом на мир.
©️ 2021 Мила Тонбо