Часть 6. Северные письма
Поиски красоты, истины и духовного познания всегда были свойственны русскому человеку. Православие, пришедшее из Византии и близко воспринятое простыми людьми, стремительно распространилось на Руси, проникнув в самые отдаленные ее уголки.
Икона – луч света и взгляд из невидимого мира, стала единой духовной платформой, своеобразным «палладием» для формирования русского народа, спаянного одной верой и общим чувством исторического предназначения.
Среди яркого многообразия русских иконописных школ, особым очарованием выделяется иконопись русского Севера. Она не сложилась в отдельную школу. Уж очень, на первый взгляд, простодушно и наивно это народное искусство. Как неповторимый говор северных людей – мореходов, охотников, пастухов и мастеровых, как их бесхитростные, но полные мудрости сказы и напевы. В них нет утонченной изысканности языка. Слова произносятся именно так, как их слышат. Нет загадочности, сложных интриг и драматических развязок. Все просто и понятно и, вместе с тем, исполнено величия, как сама северная природа.
Для иконописи русского Севера принято старообрядческое название «северные письма». Они сложились под сильным влиянием новгородской и московской иконописных школ и были дополнены местными художественными традициями.
Старообрядческие письма отличались невероятной проработанностью деталей и качеством рисунка. Строгому соблюдению канона способствовало то, что староверами признавались в качестве образцов только иконы, написанные до середины XVII века (до церковных реформ патриарха Никона). Сказалось также и то, что на север длительное время (вплоть до окончания XVIII века) не проникали веяния новых, западноевропейских стилей живописи.
Первоначально иконописью занимались в свободное от основной деятельности время как священнослужители, так и городские жители и даже крестьяне. Работая в одиночку, располагая ограниченным набором материалов и инструментов, зачастую не имея представления об основах живописи, они ухитрялись создавать шедевры, пользуясь только полученным в молитве внутренним видением.
Развитие «Северных писем» связано с бурным строительством храмов и монастырей, развернувшимся в XVI-XVII веках. Одно из первых сообществ художников-иконописцев, так называемая иконная келья, возникло в первой половине XVII века в селе Холмогоры под покровительством архиепископа Афанасия – главы Холмогорской и Важской епархии. Другим центром иконописи стал Антониево-Сийский монастырь, в мастерских которого создали уникальный свод иконописных образов – Сийский лицевой подлинник (книга профессора Санкт-Петрбургской духовной академии Покровского Н.В., составленная по материалам подлинника доступна для скачивания в формате PDF по ссылке https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=3025).
Во второй половине XVII века иконописные мастерские заработали в Соловецком, Сурском, Кожеозерском, Красногорском и других монастырях. Их мастера, помимо создания икон, занимались росписью храмов, а также перепиской и оформлением древних книг.
Постепенно иконопись на Русском Севере из искусства подвижников-одиночек трансформировалось в престижное ремесло. В конце XVIII века появились иконописные артели такие, как «Ремесленное объединение северных Иконников» и частные мастерские – Струниных, Зубовых, Чалковых, Максимовых, Богдановых-Карбатовских. Их стараниями иконы, написанные по мотивам новгородских и византийских образцов, появляются в самых глухих и труднодоступных лесных и озерных деревнях.
Особым почитанием в народе пользовались образа Святителя Николая, а также местных Святых Подвижников Зосимы и Савватия Соловецких, Антония Сийского, Никодима Кожеозерского, Александра Ошевенского, праведников Артемия Веркольского и Прокопия Устьянского. Их популярность обуславливалась реальными запросами простонародья на оказание помощи в хозяйственных и других делах. Так, Святой Петр считался покровителем рыбаков, Святой Николай – плотников, Святой Власий – коровьих стад, Святые Флор и Лавр – лошадей, Пророк Илья – защитником стад от волков. Святых рассматривали как активных помощников в повседневных трудах, а наличие икон с их изображением – надежным средством решения бесхитростных крестьянских задач.
Одной из первых обращающих на себя особенностей северной иконописи является приглушенный и лаконичный колорит. Фоны светлые, бирюзовые или цвета слоновой кости. Краски на ликах светло-коричневого, почти охристого оттенка. Тени тонко выписываются розоватыми белилами, благодаря чему достигается эффект мягкого свечения. Завитки волос, узоры и меховая оторочка на одеяниях, а также другие детали тщательно прорисовываются.
В свою очередь предметы второго плана упрощаются, обобщаются и укрупняются. Композиция статичная. Фигуры, с едва намеченным объемом, располагаются в центре. Контуры обозначаются резкими прямыми линиями.
Обращает на себя внимание простонародность образов. В ликах отчетливо проявляется местный крестьянский типаж, где суровость сочетается с добродушием.
В северных храмах в конце XVI – начале XVII веков устанавливались так называемые тябловые иконостасы. Иконы крепились рядами на простых конструкциях из бревен и досок, украшенных характерной для Севера узорчатой резьбой. Постепенно в иконные ряды стали добавляться и рельефные резные иконы, а затем и деревянные скульптурные изображения наиболее почитаемых святых, размещаемые в специальных шкафах со створами – киотах. Центрами киотской скульптуры стали Соловки, Холмогоры, Сольвычегодск и Каргополь.
Мастера-резчики в своей творческой практике широко использовали иконописные подлинники и книжные миниатюры. В архивных документах деревянные резные иконы называют «икона на рези» или «образ резь на дереве». В целом, по используемым материалам, композиции и цветовой гамме они практически не отличаются от традиционных «Северных писем».
Таким образом, «Северные письма» основаны на традициях Новгородской и Московской иконописных школ, однако зачастую уступают им в качестве технического исполнения. Вместе с тем, иконопись Севера полна того особого очарования, свойственного настоящему народному искусству. При этом отдельные творения неизвестных мастеров, такие как «Святитель Николай Чудотворец», «Илья Пророк в пустыне» или «Святой Власий», по своей мощи и красоте стоят в первых рядах русского культурного наследия, наравне с творениями Андрея Рублева и Дионисия.
Друзья, ставьте ваши лайки и подписывайтесь на наш канал. Мы рады будем поделиться с Вами знаниями о православном искусстве. Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Мы бережно сохраняем и передаем традиции новгородской, московской, северной и других иконописных школ. Они положены в основу уникальной методики, разработанной Еленой Стажук. Следуя ей, ученики шаг за шагом добиваются потрясающих результатов и, зачастую, полностью меняют свою жизнь.
Приходите к нам учится. Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что он вовсе не умеет рисовать. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже на державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы.
Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.