2007 год. Компания ЭКАТ получает финансирование на свои разработки от инвестиционного фонда, учредителем которого является правительство Пермской области, а пайщиками - частные инвесторы.
Финансирование подразумевало вхождение в уставный капитал на условиях владения 75% акций ЭКАТ.
Через семь лет фонд, вошедший в долю ЭКАТ, должен был выйти из проекта в связи с окончанием срока реализации венчурного проекта (ликвидацией фонда).
Однако на долю в ЭКАТ покупатель на открытом рынке не нашелся. Тогда владелец доли (акций) предложил владельцу АО выкупить его акции по рыночной цене. Эта цена по оценке независимых оценщиков оказалась равной чуть более 6 млн. рублей, при этом первоначальные инвестиции венчурного фонда в проект составили 27 млн.руб. Экспертную оценку делала Пермская ТПП.
Эти обстоятельства стали основой уголовной дела, возбужденного в отношении владельца и руководителя ЭКАТ.
Убыточная венчурная сделка принесла ущерб государству.
«Государство заплатило зарплату чиновнику, чиновник дал карманные деньги своему ребёнку, ребенок купил в магазине газировку, а магазин ограбили. Соответственно, причинён ущерб государству, потому что в начале цепочки стоит оно. Типично наш случай», - говорит Александр Макаров, обвиняемый по статьям 165 (причинение имущественного ущерба без цели хищения), 286 (превышение должностных полномочий), 160 (растрата вверенного имущества) и 174 (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем).
Странно, однако…
В венчурный фонд вернулись средства в 4.5 раза меньше, чем было выдано.
Но венчур на то и венчур, что высокорисковый.
Деньги здесь в основном вкладываются в стартапы и гарантий никто не дает, что они вернутся или окупятся.
Но именно этот факт стал основой для возбуждения уголовного дела в отношении А. Макарова.
Следствие и судебный процесс длились четыре года. Обвинение просило 6 лет лишения свободы.
26 февраля 2020 года на оглашение приговора обвиняемый пришел с сумкой с вещами, однако руководителю компании ЭКАТ был вынесен оправдательный приговор.
Справочно:
Венчурное финансирование — это долгосрочные (5—7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.
В отличие от классических инвестиций (предполагающих возврат средств) в модель венчурного финансирования заложена высоковероятная потеря вложений в каждую конкретную компанию (как правило с вероятностью более 50%). Прибыльность достигается за счёт высокой отдачи от наиболее удачных инвестиций.
А вы говорите: кредиты, льготное кредитование, пониженные ставки…
P.S. В конце февраля 2020 года подсудимый гендиректор компании Александр Макаров был оправдан полностью.
#мспсудится