Найти тему
RockTherapy

Как андеграундные инди и колледж рок стали альтернативным роком 1990-х?

Michael Stipe (R.E.M.) by Rene Huemer (2008)
Michael Stipe (R.E.M.) by Rene Huemer (2008)

Кредо возврата к простоте стало принципом работы сцены, развивающейся на территории колледжей США в конце 1980-х годов, известной как "колледж рок". Получив своё естественное развитие из хардкора, эта сцена славилась отсутствием связи с крупными лейблами и корпорациями, музыкой, продвигаемой небольшими инди-лейблами (или иногда самими группами), трансляциями на радиостанциях колледжей и живыми выступлениями в клубах, которые образовывали целую сеть в самых важных студенческих городках страны.

R.E.M. by Edward Colver (1985)
R.E.M. by Edward Colver (1985)

Колледж рок стартовал в Афинах (штат Джорджия), в лице местной группы R.E.M. Возглавляемая гитаристом Питером Баком и вокалистом Майклом Стайпом, группа из Афин выпустила ряд успешных альбомов во второй половине 1980-х годов, и является, пожалуй, наиболее показательным примером успеха инди-рока в мейнстриме на протяжении десятилетия.

Пятый альбом группы Document поднялся на десятую строчку в чартах США в 1987 году, а сингл "The One I Love" занял девятое место в американских чартах. В то время как многие поклонники R.E.M. были недовольны успехом группы после "The One I Love", простота этой песни и является одной из причин такой популярности группы. Состоящая из всего лишь одной секции куплета и припева, повторяемых несколько раз, основная рок-формула "The One I Love" представляет суть эстетики R.E.M.: в меру загадочный, энергичный рок-н-ролл в исполнении рок-группы классического состава.

R.E.M. были гораздо популярнее в чартах в Соединенных Штатов, чем в Британии, но с альбомом 1991 года Out of Time, наконец, достигли первого места по обе стороны Атлантики, с помощью успеха синглов "Losing My Religion" и "Shiny Happy People".

Независимое рок-движение, выросшее из хардкора, культивировало музыкальные сцены во многих неожиданных местах. В то время как наблюдался рост региональных сцен в Лос-Анджелесе, Миннеаполисе и Вашингтоне, округ Колумбия, ещё одним региональным инди-центром стал западный Массачусетс - в Амхерсте и Нортгемптоне. Эти важнейшие студенческие городки стали домом для процветающей независимой музыкальной сцены в конце 1980-х годов.

J. Mascis (Dinosaur Jr.) by E. Roberts (1993)
J. Mascis (Dinosaur Jr.) by E. Roberts (1993)

Возможно, самая известная группа из Амхерста - Dinosaur Jr. Во главе с гитаристом Дж. Маскисом и басистом Лу Барлоу, группа выпустила несколько альбомов на независимых лейблах Homestead и SST в конце 1980-х, в том числе You’re Living All over Me (1987). Вскоре после этого альбома они подписали контракт с крупным лейблом (Sire) и Барлоу ушёл. Хотя карьера группы была относительно недолгой, Dinosaur Jr. заняла прочное место в пантеоне альтернативного рока, с характерной тяжелой гитарой, мелодичными вокальными хуками и атмосферными гитарными соло.

В Бостоне процветала ещё одна независимая сцена с такими группами, как Galaxie 500 и Morphine.

Pixies (from @ pixiesofficial)
Pixies (from @ pixiesofficial)

Но самой важной инди-группой этого города стали Pixies, которые записывались для независимого британского лейбла 4AD, а затем для Elektra. Лидерами группы были гитарист Фрэнк Блэк и басистка Ким Дил, и у них были запоминающиеся песни, которые часто чередовались мягкими, зажигательными стихами и громкими, гимнообразными припевами.

Альбомы группы Surfer Rosa (1988) и Doolittle (1989) были успешны в Англии и стали символами американской инди-сцены в конце 1980-х годов.

Sonic Youth by E. Roberts (1986)
Sonic Youth by E. Roberts (1986)

Группа, созданная в Нью-Йорке под влиянием панка, авангардного искусства и композитора Гленна Бранки, Sonic Youth разработала стиль, в котором сочетались поп-музыка и искусство, почти так же, как это сделали Velvet Underground пятнадцатью годами ранее, хотя и с совершенно другими стилистическими результатами.

Во главе с гитаристом Терстоном Муром, первые записи группы использовали диссонанс, шум и новые гитарные подходы, что сделало их одними из лидеров в нойз-рока Нью-Йорка, а также представителями "no wave" ("ноу-вейв" или "не волны") - панк-реакции против коммерческого подъёма нью-вейв.

Daydream Nation (1988) часто считается переломным альбомом для группы, а песня "Teen Age Riot" является знаковой и часто звучала на радио колледжей. В 1990 году Sonic Youth подписали контракт с крупным лейблом (DGC), что позволило им получить большую известность, особенно после выхода Nevermind. Даже в разгар туров в 1990-х годах Sonic Youth сохранила андеграундную эстетику и их музыка оставалась экспериментальной, с небольшими уступками, сделанными для повышения популярности.

Morrissey (The Smiths) by E. Roberts (1985)
Morrissey (The Smiths) by E. Roberts (1985)

Примерно в то же время в Великобритании the Smiths были любимцами британского андеграунда, также став популярными на колледж радио в Соединенных Штатах (Ирландская группа U2 тоже была неотъемлемой частью плейлистов американских колледжей в 1980-х годах). Объединив таланты гитариста Джонни Марра и вокалиста Моррисси в написании песен, группа впервые ощутила успех за пределами британской андеграундной сцены в 1984 году с альбомом The Smiths (1984), содержащий сингл "What Difference Does It Make?"; успех группы в британских чартах никогда не приводил к массовому успеху в Америке, что делало радио колледжей одним из немногих способов, с помощью которых слушатели могли услышать музыку группы.

Дома, в Англии, The Smiths возглавили чарты с альбомами Meat Is Murder (1985) и The Queen Is Dead (1986). В дальнейшем Моррисси добился успеха в Великобритании в качестве сольного исполнителя, с альбомом Viva Hate (1988).

The Cure by E. Roberts (1981)
The Cure by E. Roberts (1981)

Ещё одними любимцами радио колледжа была группа the Cure, возглавляемая гитаристом, вокалистом, автором песен Робертом Смитом, чья склонность к мрачным текстам привела к тому, что критики окрестили его "мессией меланхолии". После таких альбомов, как Kiss Me Kiss Me Kiss Me (1987), которые хорошо зарекомендовали себя в Великобритании и стали основой колледж радио, the Cure пользовалась массовым успехом в конце десятилетия, совершив прорыв с альбомом Disintegration (1989), который включал сингл "Lovesong".

Другие важные британские группы в плейлистах радио колледжей в 1980-х годах включали Depeche Mode, Joy Division, Siouxie and the Banshees, the Jesus and Mary Chain и the Stone Roses.

На радио колледжа играла не только музыка, которая была вне мейнстрима; коммерчески успешные исполнители, такие как the Police, David Bowie, Talking Heads и Peter Gabriel также были популярны в плейлистах. Однако радио колледжей по всей стране являлись для поклонников рок-музыки альтернативой FM-радио и MTV. В сочетании с региональными хардкор и инди-сценами, лейблами звукозаписи и фэнзинами, новая рок-культура развивалась в андеграунде, в конечном итоге став альтернативным роком. Словно хэви-метал и рэп в конце 1980-х, альт-рок выйдет из подполья в начале 1990-х годов.

Благодарю за интерес к моим статьям!

Присоединяйся к нам в @rocknrolltherapy, если любишь рок!

#колледж-рок #андеграунд #рок-н-ролл #r.e.m. #thecure #thesmiths #альтернативныйрок #рокмузыка #pixies