Найти тему
Ольга Осипенко

Что поможет облегчить адаптацию ребёнка к садику

Оглавление

Советы для мягкой адаптации и факторы, которые влияют на привыкание к детскому учреждению, о которых нужно знать родителям. 

Дорогие родители, вы на канале педагога раннего развития и мамы малышей.

Это последняя статья из цикла статей про детский сад. Ссылки на предыдущие статьи дам в конце этой публикации.

Давайте рассмотрим все, что влияет на адаптацию, и о чем нужно позаботиться ещё до того, как вы отдадите ребёнка в садик. 

Первый фактор- ФИЗИЧЕСКИЙ

Здоровый, активный ребенок, с хорошим иммунитетом имеет больше шансов пройти адаптацию легко. 

Это база, на которую мы всегда должны обращать внимание. 

По идее, мы и без детских садов заботимся о том, чтобы ребёнок был физически крепким и здоровым. Поэтому не забываем про режим, приближённый к садиковскому, прогулки на свежем воздухе, проветривание дома, здоровое питание без быстрых углеводов.

ВТОРОЕ - ВОЗРАСТ (И ВМЕСТЕ С ВОЗРАСТОМ НЕРАЗРЫВНО ИДЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ)

Самый острый период, когда ребенок болезненно воспринимает разлуку с мамой - от семи месяцев до полутора лет. 

После этого уже можно разлучать маму и ребёнка. То есть, полтора года-минимальный возраст для садика при острой необходимости. 

Интерес к сверстникам и основная польза от социализации идут после 3,5 лет.

Возраст 2-2,5 года тоже хорош для начала посещения садика, так как кризиса трёх лет ещё у многих нет, и ребёнок может успеть привыкнуть к саду до выхода мамы на работу в три года. 

Но надо обращать внимание на чувствительность ребёнка. Если в возрасте от 7 месяцев он остро реагирует на разлуку с мамой, то это свидетельствует о его чувствительности. Поэтому важно не травмировать, чтобы тревога не переросла в боязливость по жизни. Но в любом случае - после трёх, 3,5 лет даже чувствительного ребёнка можно знакомить с детским учреждением. 

Советы по укреплению привязанности - обнимать ребенка, целовать прежде, чем он сам будет этого требовать, рассматривать его детские фото, проводить с ним время только так, как он хочет (без гаджетов), вместе дурачиться, смотреть чаще ему в глаза.

ТРЕТЬЕ - СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УМЕНИЕ КОНТАКТИРОВАТЬ СО ВЗРОСЛЫМИ

Несмотря на то, что у детей действие с предметами до трех дет - ведущая форма активности, их нужно учить взаимодействовать с предметами, показывать образцы действий.  Это связано и с самостоятельной игрой, котора к 2,5 годам может занимать ребенка на 20-30 минут. 

Помимо этого, ребенок должен знать слово «нет», «нельзя», «потерпи» - то есть то, что облегчает жизнь любому человеку. Это является постепенным развитием воли.

А также психически здоровый ребёнок заинтересован в общении со взрослым человеком. 

ЧЕТВЕРТОЕ - настрой МАМЫ

Этот фактор, видимо, ключевой

Я очень рекомендую прочитать книгу Анны Быковой про детский сад (она есть в моем  телеграм -канале для родителей).

Опыт и воспитателей, и психологов, и других мам  показывает, что чем решительнее настроена мама, тем легче ребенку привыкнуть к детскому саду. Даже при средней и тяжелой форме адаптации маме надо быть уверенной в том, что детский сад-благо, а не зло. 

А для того, чтобы сформировать эту уверенность, нужно знать обо всех плюсах детского сада. Я их сейчас постараюсь перечислить:

Первое, есть ФГОС. У нас замечательный стандарт. Гуманистический настрой, время на свободную игру, уголок уединения. Понимаю, что все зависит от воспитателя, но требования ко всем российским садикам одинаковые. 

Второе - вы можете попросить заранее познакомиться с воспитателем, прийти на вечернюю прогулку и тп. Если не понравилось что-то  - то можно попросить перевести ребёнка другую группу. Честно, я еще не встречала воспитателя с авторитарным стилем, каких обычно боятся (как было в нашем детстве), так уже нельзя себя вести. Таких единицы. 

При этом, зная свои права, нельзя не забывать, что лучше всего- подружиться с воспитателем. Ведь он становится значимым взрослым для вашего ребёнка. Воспитатели -тоже люди, и наша задача помочь им быть ещё добрее к нашим детям, а не пугать их нормами и жалобами начальству. 

Третье - режим и самостоятельность. Обычно этот пункт очень хвалят нейропсихологи. Именно режим и работа в группе с другими детьми помогают быстрее созревать всем высшим психическим функциям. Поэтому многие дети, когда идут в сад- сразу становятся разговорчивее (стимулируется речь), самостоятельнее-осваивают горшок, одевание, раздевание, начинают есть сами.  

Четвертое - дети видят, как общаться в группе, прививается дисциплина. Сейчас не стоит бояться, что детей лишат индивидуальности, с учетом современных тенденций, детям, наоборот, нужен режим и дисциплина для нормализации развития и психического состояния. Капризы, истерики, которые протекают из-за эгоизма как раз исправляются нахождением в группе со сверстниками.

Итак, какие советы нужны при адаптации:

Показать ребенку здание детского сада, рассказывать, как там весело и хорошо, как там много игрушек и других детей. И говорить об этом задолго до посещения. Пусть он с раннего возраста знает, что детский сад- это праздник, а не наказание. 

Можно читать книжки про детский сад и смотреть мультики - но не про то, какие там сложные ситуации и как там дети скучают по маме, а просто  про обстановку - где играют сразу много детей без мам.  Например, маленькая книжка стихов «Мы идем в детский сад» от издательства Стрекоза. 

Шаги для мягкой адаптации:

  1. Наладить контакт с воспитателем в присутствии матери. Проговорить с воспитателем тактику адаптации. Чтобы он понял, что вы ждёте участия. Чтобы он говорил, как ребёнок себя вёл, как чувствует, чтобы в зависимости от этого корректировать шаги для адаптации. В идеале-Мама должна присутствовать вместе с ребёнком в группе первые несколько дней по 30-40 минут. И только спустя время, когда ребёнок привык, можно уходить 
  2. Вещи, которые напоминают привычную среду- свой поильник, игрушка, фотографии мамы и папы, которые можно хранить в шкафчике 
  3. Не уходить тайно, говорить, что уйдёте ненадолго, потом вернётесь. Поэтому в первый раз оставляете ребёнка на 20 минут, потом на 30, затем на час. То есть, в течение месяца лучше не оставлять ребёнка на сон.
  4. Придумать ритуал перед уходом. Например, поцелуй в ладушку, помахать из окна, шепнуть секретик на ушко и т.п.

И, повторюсь, писала об этом в других статьях. Не бывает не садиковских детей, бывает неправильная адаптация или неправильное поведение родителей. Бывают, конечно, чувствительные дети, с которыми нужно мягче себя вести. Но даже они могут привыкнуть к детскому саду и радоваться его посещению. Просто это будет, скорее всего, не в 2 года, а в 4-5. 

Другие статьи про детский сад:

Когда лучше отдавать ребенка в детский сад

Три степени адаптации

Автор: Ольга Осипенко, Инстаграм