В наши дни о циммерите говорят только как об истории, разводя дискуссии на тему реальной пользы немецкой «штукатурки» на танках. Однако многие не заметили один забавный факт – подобие циммерита вновь стали наносить на боевые машины. Причём не только на западе, но и в России. Зачем?
Польза циммерита
Несмотря на лозунги немцев об огнеопасности циммерита, большего количества времени при производстве, проблемы с повторным нанесением после боёв и восстановлением камуфляжного окраса на танках, циммерит имел реальную пользу, которую танкисты сильно ценили. С циммеритом на броне было проще взбираться на танки, особенно в сырую погоду.
Однако не стоит думать, что циммерит немцам так сильно нравился… От него хотели отказаться по вышеуказанным причинам, к концу войны отказ от циммерита был и финансово мотивирован, а его дальнейшее нанесение упрощало ремонт танков. Сами танкисты отнеслись к этому «есть и есть, а нет так нет».
Зачем «циммерит» сейчас?
Современные покрытия имеют сразу несколько функций и ни одна из них не перекликается с магнитными захватами взрывных устройств. Специальную пасту наносят для удобства танкистов, но только с передней полусферы. Тот же Т-90М покрывается специальным составом не только со лба корпуса, но и со лба башни. В то же время, Т-14 покрывают спец-составом только на корпусе.
Ходят слухи о том, что шершавое покрытие на танках способствует незаметности. От части да… Сталь, даже окрашенная в матовый камуфляж, даёт блики, которые можно заметить, пусть и с трудом. А нанося на танк специальное покрытие, можно добиться отсутствия бликов на некоторых участках брони. При этом, как стелс покрытие спец-состав не работает. Это же подтверждает игнорирование башни Т-14 «Армата» в схемах нанесения, в отличие от Т-90М. Этот же факт говорит о том, что спец-состав не даёт маскировку и в тепловизионном спектре. Так что реальная польза только одна – удобство для экипажей как в условиях мирного, так и в условиях военного времени.