Найти в Дзене

Как научить ребенка делать что-то самостоятельно?

Оглавление

Здравствуй, читатель. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)

Все чаще я пишу статьи по вопросам и запросам родителей тех детей, с которыми я занимаюсь. И один из вопросов: как заставить ребенка делать что-то самостоятельно?

Я перефразирую немного вопрос, более научным языком: как развить у ребенка саморегуляцию и произвольность действия? То есть поработать над третьим функциональным блоком мозга, который отвечает за программирование и контроль.

Итак, начну я с самого начала. Представьте маленького ребенка, которого мама решила порадовать и подарить подарок. Карапуз еще не говорит, но уже прекрасно понимает обращенную речь. Мама ему говорит: "Посмотри, что мама тебе купила! Посмотри, какой мишка!" И малыш устремляет свое внимание на того самого мишку, которого купила мама.

Кажется, что никакой произвольности тут нет. Но именно это и есть первый этап становления саморегуляции и произвольности: ВЗРОСЛЫЙ КОМАНДУЕТ - РЕБЕНОК ВЫПОЛНЯЕТ.

Первый этап развития произвольности - инструкция из вне. Ребенок только учится регулировать свою деятельность, поэтому ему обязательно нужна помощь взрослого.

Второй этап - ребенок сам учится собой управлять. При этом делает он это вслух, для того, чтобы услышать и переработать полученную информацию - так она легче воспринимается. Такую речь вслух называют эгоцентрической. То есть ребенок обращается к самому себе, для того, чтобы самого себя регулировать.

Третий этап, самый сложный - ребенок думает о том, что он хочет делать и делает это. То есть стимул из внешнего мира ему уже не нужен.

Зная все эти этапы, можно понять, как же научить ребенка действовать самостоятельно. Нельзя перепрыгнуть первый и второй уровень регуляции. При всем желании, ребенок не начнет сразу учить уроки самостоятельно, или убирать за собой, если он не прошел весь путь становления произвольности действий и саморегуляции.

Итак, для того, чтобы ребенка обучить делать что-то самостоятельно, например одеваться, надо:

1. Научить ребенка одевать те или иные элементы одежды;

2. Осуществлять контроль и диктовать четкую инструкцию, чтобы ребенок понял, что зачем следует (это первый этап становления регуляции).

3.Далее составить, например, визуальную подсказку и дать возможность ребенку самостоятельно одеваться. Ребенок будет смотреть на картинку, проговаривать вслух, что за чем следует, но производить процесс одевания САМОСТОЯТЕЛЬНО.

4. Убрать визуальную подсказку, как только ребенок будет готов, и дать возможность ребенку выполнять это действие без каких-либо подсказок.

Если вы пропустите, какой то из этапов, то велика вероятность, что ребенок не выработает произвольность и его саморегуляция не будет развита в полной мере.

В данном случае помогут терпение родителей и время, необходимое для выработки навыка:)

Спасибо, что дочитали! Делитесь своими историями в комментариях! Если статья оказалась для вас полезной - ставьте лайк!

Что может насторожить родителей в психическом развитии ребенка (с 3-х месяцев до полутора лет)

Что может насторожить родителей в психическом развитии ребенка. Часть 2 (от полутора до трех лет)

3 блока мозга. Разбираю на примере школьника и школьных проблемах

#дети #развитие ребенка #обучение #нейропсихология #дефектология