Найти в Дзене
А мы и не знали

Почему же перед нами они не встают на колени?

В июле 2008 года Конгресс США официально извинился перед темнокожими за рабскую эксплуатацию их предков, насильно вывезенных из Африки. Интересный прецедент! Спрашивается, почему никто не спешит извиниться перед нами, за насильственный угон и использование, как рабов, миллионов наших предков?

Это началось не только до «открытия» европейцами Америки, но даже до появления Руси на исторической карте. Может, потому она на той «карте» и появилась так поздно. Впрочем, времена, когда, по свидетельству Ибн Хордадбеха (IXвек), работорговлей ведали еврейские международные купцы, оставим без внимания, поскольку неизвестно, брали ли они «товар» на наших землях, или промышляли только в районе Дуная. И перейдём сразу к временам, когда основным пунктом поставки рабов на мировые рынки стал Крым.

Тюрки, которых ныне называют крымскими татарами, поселились в Крыму в XIII веке. И одновременно, а как бы и не раньше, здесь появились венецианцы, а затем генуэзцы. Эти представители Европы имели базы в Суроже и Кафе, и, занимаясь в основном международной торговлей, конкурировали между собой. Однако чем бы они тут ни торговали, а другого товара взамен, кроме рабов, не было. А рабов поставляли крымские татары, приводя их с территории Польши и земель, населённых русскими.

В XIV веке татары заселили обезлюдевшие, по причине угона жителей в рабство, Причерноморские степи от Днестра до Кубани. В XV столетии ханство стало частью Османской империи, а порт Кафы (ныне город Феодосия) превратился в громадный, первостепенный центр мировой работорговли. Рабов продавали в Турцию, близкие к ней страны, и… в Европу, кто бы мог подумать.

Спрос был так велик, что на охоту за людьми отправлялась дважды в год, причём в набеги шли все, начиная с подростков. Оружия брали мало, так как воевать никто не собирался, нужно было внезапно напасть, бросить пленных поперек сёдел и быстро ускакать. Угоняли людей, отнимали скотину. Не исключено, что именно эти набеги породили стойкую любовь малороссов к салу. Ведь, забирая всякий скот и птицу, татары свиньями брезговали, и они оставались уцелевшему населению.

В 1521 году Крымская орда впервые пошла на Москву, и ходили потом не раз. По пути нещадно жгли деревни и пленили всех, кто не успел бежать.

«Пленные прибывали в Крым в таком количестве, что один еврей-меняла, по рассказу Михалона, сидя у единственных ворот Перекопа, которые вели в Крым, и видя нескончаемые вереницы пленных, туда приводимых из Польши, Литвы и Московии, спрашивал у Михалона, есть ли ещё люди в тех странах, или уж не осталось никого» (В.О. Ключевский). Триста лет крымчаки обескровливали нас...

Итальянцы везли татарскую добычу из Кафы в Европу, ведь обращать в рабы «своих» там было запрещено. Русских рабов продавали на рынках Генуи и Венеции; оттуда по всему континенту; их было так много, что слово «славянин» там до сих пор воспринимается, как «раб». Женщин разбирали по домам в наложницы и домашние рабыни. А мужиков сажали за вёсла галер. Местные отказывались ворочать вёслами, а рабов помучить – милое дело.

Была ещё одна крупная сфера приложения рабского труда: сахарные плантации. До Крестовых войн сахара в Европе не знали вовсе, а вот, когда крестоносцы оказались на территории Передней Азии, они его распробовали, и им понравилось. Но жутко дорогой тогда был сахар, не укупишь. Добыли где-то рассаду, и как раз в XIII веке – в начале грабительской активности крымских татар, предприниматели Европы стали устраивать плантации сахарного тростника на островах Средиземного моря, на юге Италии и Франции. Вот туда и завозили русских рабов.

Выход продукта был маленький, а работников (которых кормить надо, а жалко) требовалось много – и тут, счастье-то какое, европейцы «открыли» Америку, где климат для выращивания сахарного тростника намного благоприятнее. Вскоре тростник уже культивировали далеко от Европы: португальцы в Бразилии, испанцы в Мексике, и т.д., а рабов завозили из Африки. Но опустошительные набеги крымчаков на Русь продолжались: рабы требовались Турции и другим странам Азии; может, и Европе перепадало, например, на рытьё каналов и устройство шлюзов.

На протяжении XVI-XVII веков набеги происходили почти каждое лето. Ни Ивану Грозному, ни Петру I не удалось покончить с этим безобразием, и пусть в ослабленном виде, нападения на окраины Российской империи практиковались вплоть до конца XVIIIвека. К тому времени население нашей страны выросло, хозяйство развилось, военная мощь окрепла. Наконец, свершилось: при Екатерине II Крым завоевали и перевели из числа проблем внешних, в число проблем внутренних. А их решать проще.

Заметим для порядка, современные крымские татары уже не те, что были прежде: они встроились, хоть и не без некоторых всплесков нехорошей активности.

***

Неизвестно, сколько всего людей в те лихие столетия было крымчаками угнано и обращено в рабов. Вряд ли меньше, чем работорговцы вывезли их из Африки. Но – вот обида: если от Турции ждать извинений бесполезно, то почему же Евросоюз и США (тоже ведь потомки бывших европейцев) не извиняются перед нами? Не встают, понимаешь, на колени…

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл.: из Сети.

«А мы и не знали»: История идей, История людей, История вещей.

Ради сахара и пряностей! – зачем европейцы захватывали мир

За какие деньги покупали рабов

От самовара до паровоза – сто лет

Несчастная судьба тасманийцев

«Понаехавшие» 1930-х годов

Загадка ведьминых костров