В этой статье я подробно расскажу о четвёртой серии третьего сезона. С правильной очерёдностью просмотра сезона можно ознакомиться здесь. Ввиду того, что названия серий переводились на русский язык не всегда точно, я также буду указывать дословное или более правильное название. Не запутайтесь 😉
Название эпизода: «Врата ада» (Gates of Hell). Полностью дословное и правильное название.
Автор сценария: Роберт Кокран (предыдущая серия — «Конец игры»).
Режиссёр: Рене Боньер (предыдущая серия — «Чужая тень»).
Злодей: Михай Бревич.
Сюжет: после устранения Саллы Вачека задание Майкла закончено, и он больше никогда не увидит свою семью. Не в силах вынести разлуку, Майкл наплевательски относится к правилам Отдела и к собственной жизни, и Никита вынуждена спасать его от самого себя.
Интересные факты.
💣 Если в первых трёх сериях этого сезона мы увидели Майкла таким, каким не видели раньше, то этот эпизод бьёт в этом плане все рекорды. Майкл буквально рассыпается на части из-за потери сына и даже заигрывает с самоубийством, приставляя пистолет к виску. Игра Роя Дюпюи настолько прямолинейная и шокирующая, что многие зрители на момент выхода серии просто не знали, как реагировать. По сей день многим поклонникам сериала некомфортно смотреть начальную сцену, и трактовки её очень противоречивы.
💣 По иронии судьбы, начальная сцена планировалась совсем другая.
Майкл издалека наблюдает за тем, как Адам играет в футбол с другими мальчишками. Появляется Никита, и Майкл понимает, что вынужден уйти: если она смогла его найти, то Отдел сможет и подавно, а это поставит под угрозу безопасность Адама.
Чтобы сократить расходы на съёмки, сцену решили переместить в квартиру Майкла (которую многие зрители очень хотели увидеть). Таким образом сцена приобрела гораздо большую эмоциональность и наглядно продемонстрировала отчаяние героя. Короткий диалог между Майклом и Никитой (который должен был быть) переместили в стены Отдела, в сцену у лифта (где Никита предлагает Майклу поговорить о его горе).
💣 Это единственный раз в сериале, когда мы видим квартиру Майкла.
💣 Хотя Рой Дюпюи умеет играть на виолончели, для съёмок начальной сцены музыку записывали заранее на студии, и её попросили сыграть другого человека. Во время сцены Дюпюи имитировал игру на инструменте, а записанную музыку наложили уже поверх видео на этапе пост-продакшена. Такое решение было принято создателями, чтобы сократить время на съёмки.
💣 Это второй и последний раз за сериал, когда начальные титры задерживаются на 1 минуту и 5 секунд. Предыдущий раз был в эпизоде «Любовь».
💣 Также по соображениям бюджета создатели вырезали экшен-сцену, в которой Майкл и Никита крадут компьютер Бревича. Вместо этого героев оставили в Отделе в роли координаторов миссии, а сам экшен заменили звуковыми эффектами и нарезкой из предыдущих серий (в частности — из серии «Первое задание»). Опять же, по иронии судьбы такая замена позволила создателям сосредоточиться на эмоциях главных героев, а не на внешних событиях, и происходящее в итоге произвело более мощный эффект.
💣 Финальная экшен-сцена, где Майкл спасает Никиту, также планировалась другой. Майкл должен был вызвать вертолёт и напасть на подстанцию Бревича с воздуха. Чтобы сэкономить бюджет, вертолёт заменили на мотоцикл — и зрители снова увидели Дюпюи на его любимом двухколёсном друге! Кстати, трюк этот выполнялся дублёром — Брайаном Фрэнком.
💣 Наконец, в финал серии планировали вставить диалог между Майклом и Никитой, где Никита размышляет о причинах своего похищения и проговаривает, что это был план Отдела, чтобы вернуть Майкла к жизни. Сценаристы в конечном итоге решили, что зрители достаточно умны, чтобы догадаться об этом самостоятельно.
💣 Ввиду сокращений и пересъёмок эпизод оказался несколько коротковат, поэтому в последний момент добавили диалог между Никитой и Вальтером. Опять же, эта незапланированная сцена только укрепила взаимоотношения между этими двумя героями и сыграла создателям на руку.
💣 Диалог шефа и Мэдлин в конце серии (о гончих собаках) напрямую указывает на дальнейшие события в сериале. Отдел будет использовать метод кнута и пряника, пока однажды не решит «усыпить» одного из оперативников (Никиту).
💣 В этой серии мы видим новый лифт в Отделе (рядом с ним разговаривают Майкл и Никита после миссии).
💣 В этой серии мы единственный раз за сериал видим вблизи пульт управления, с помощью которого шеф вызывает голограммы.
Музыка.
🎶 GusGus «Is Jesus Your Pal?»
Начальная сцена, где Майкл тоскует о сыне.
🎶 Gabriel Faure «Elegie, Op. 24»
Майкл играет на виолончели.
Комментарии создателей.
Роберт Кокран:
Зная, насколько Рой Дюпюи разноплановый актёр и насколько роль Майкла вынуждала его держать свой потенциал в узде, нам было очень приятно дать ему возможность проявить себя в более широкой палитре красок, хоть краски в этом случае были преимущественно тёмные. Я считаю, Рой потрясающе справился со всем диапазоном эмоций: от одиночества и отчаяния в начале эпизода до «возрождения», когда он идёт спасать единственного человека, на которого ему не наплевать (Никиту).
Эта история также о том, что шеф больше не может терпеть того, что Майкл и Никита ставят свои эмоции превыше целей Отдела. История про гончих была отчасти вдохновлена одной ситуацией из моей жизни. Отец моего друга просто обожал охотиться. Однажды он купил охотничью собаку и начал её тренировать. Собака была умной, дружелюбной, и приятной во всех отношениях, кроме одного — она не любила охоту. Через пару недель отец отдал собаку другим людям, к превеликому разочарованию всех домочадцев. Но отец был непреклонен, ведь он купил собаку для единственной цели — охоты.
Мои комментарии.
🎬 Игра Дюпюи в начале серии просто потрясающая! Конечно, когда я увидела эту сцену в первый раз, она вызвала шок, потому что Майкла никогда не показывали настолько эмоционально открытым. И всё же, у меня не было чувства, что это «неправильно», что герой «распустил нюни» и должен взять себя в руки. Мужчины тоже плачут, и в этом нет ничего предосудительного. В конце концов, если мы верим, что Майкл был способен на большую любовь к Никите, то он должен быть способен на сильные эмоции в принципе — и на слёзы в том числе.
Вообще, я не считаю Майкла каменным и холодным. У него просто потрясающий самоконтроль, но внутри бушуют эмоции — такие же сильные, как у Никиты. И стоит задаться вопросом, кто из них более уязвимый и чувствительный: тот, кто выстраивает вокруг себя неприступные стены, или тот, кто в открытую заявляет миру о своих чувствах?.. Может быть, неслучайно шефом Отдела в конечном итоге стала Никита, а не Майкл.
А вы как считаете?
🎬 В небрежном отношении Майкла к правилам Отдела, на мой взгляд, читается его истинное отношение к работе — в том плане, что все эти миссии и задачи, все правила организации ему глубоко безразличны. Во всяком случае, куда менее важны, чем человеческие ценности. Вероятно, когда он только попал в Отдел, его привлекла высшая цель борьбы с терроризмом, и нам много раз показывали, что ему интересно решать сверхзадачи, проверять себя на прочность. Но я никогда не видела в нём религиозного трепета, с каким, например, шеф относится к Отделу: он говорит о нём как о живом существе, преклоняется перед правилами и целями, которые превыше всего. Майкл умело адаптировался к условиям, но всегда играл по своим правилам, всегда у него были какие-то лазейки и нестандартные методы, как у Никиты, просто демонстрировал он это менее вызывающе. Умел сливаться с обоями и казаться верным солдатом, когда внутри всегда был себе на уме. Именно поэтому мне кажется, что не было в нём амбиций стать шефом Первого Отдела. Хотя, если бы такая возможность представилась, он бы взял из этой ситуации по максимуму для себя и своих близких (Никиты).
Вероятно также, что, намеренно игнорируя правила Отдела, Майкл искал наказания. Он чувствовал вину за то, что сделал с сыном, и считал себя недостойным, чтобы продолжить существование.
🎬 Забавно, что шеф говорит Майклу ту же фразу, что Майкл когда-то сказал Никите:
Get over it.
Забудь об этом. Справляйся, как хочешь, но найди выход. Это твои проблемы, просто уладь их. Переверни страницу.
🎬 Приглядитесь к игре Дюпюи: он здесь почти никому не смотрит в глаза. Его взгляд постоянно расфокусирован, где-то как будто блуждает. Обычно его взгляд твёрдый и уверенный, буквально пригвождает к месту.
Также Рой принимает нехарактерные позы (сидит расслабленно, откинувшись на кресле или скрестив руки на груди), его линия рта расслаблена, местами он почти улыбается. Один раз даже вздрагивает.
🎬 В разговоре с Мэдлин шеф говорит, что управлять Майклом не так-то просто. Несмотря на то, что нам он кажется идеальным солдатом, шеф в курсе, что Майкл может доставить проблемы. А как вы думаете, на заре своей карьеры в Отделе Майкл был бунтарём, как Никита, или сразу надел маску идеального солдата?
🎬 Забавно, что Мэдлин готова сделать Майклу некие поблажки, в то время как шеф относится к нему так же, как к любому другому оперативнику. Как вы думаете, это указывает на особое эмоциональное отношение Мэдлин к Майклу? Сделала ли бы она такие же поблажки Никите, например?
🎬 Очень классный диалог происходит между Мэдлин и шефом по поводу игры в Бога.
— Ты будешь предупреждать меня, чтобы не играл в Бога?
— Бог не совершает глупых ошибок.
— Глупости! Учёные говорят, что 90% биологических видов, созданных на планете, сейчас вымерли. Наши показатели успеха куда выше.
Очень хорошо эти слова иллюстрируют всю надменность и амбициозность шефа. Не могу представить, чтобы Майкл или Никита когда-нибудь произнесли нечто подобное.
🎬 Очень нравятся заигрывания со стилем нуар в сцене, когда Никита приходит к Майклу домой.
🎬 Потеряв Адама, Майкл несколько раз спрашивает, зачем ему теперь жить — сначала у шефа, потом у Никиты. Тут впору задаться вопросом, а ради чего он раньше жил? Что удерживало его на плаву? Сомневаюсь, что это была карьера в Отделе. Скорее всего, для жизни ему всегда нужно было кого-то любить: сначала Симону, потом Адама, потом Никиту.
Также в этой серии становится очевидно, что Майклом во многом движет чувство вины. Он говорит Никите, что все, кто его любили, либо пострадали, либо умерли. Именно поэтому он отталкивает Никиту, когда та протягивает руку помощи. Возможно, работу в Отделе он воспринимал как своего рода наказание за грехи, выплату долга за всю ту боль, которую причинил другим людям. И если вдуматься, то вся его жизнь — это череда потерь.
🎬 Сколько раз пересматривала финальную экшен-сцену — и всегда задавалась одним и тем же вопросом: как можно уронить себе на ногу мотоцикл и сохранить ногу в рабочем состоянии?)) На стоп-кадрах, кстати, видно, что трюк выполнял не Рой, а его дублёр.
🎬 В конце серии Мэдлин говорит (дословно):
Теперь их ничто не разделяет.
Тем не менее, отношения Майкла и Никиты не получили стремительного развития сразу после окончания истории про Адама и Елену. На мой взгляд, причин здесь много: и накопившиеся за несколько лет «предательства» Майкла, и его чувство вины, нежелание причинять боль близким людям, и, конечно же, Майклу требовалось время, чтобы прийти в себя после разлуки с сыном, прежде чем открывать в своей жизни новую главу. Начиная со следующей серии мы будем наблюдать за тонким балансом в отношениях Майкла и Никиты: стрелочка на весах будет качаться то в одну сторону, то в другую, пока Майкл не примет окончательного решения.